21 сентября ‘19, Суббота

Вояджеры влетели в магнитную пену

Межпланетные зонды Voyager, выйдя за пределы Солнечной системы, влетели в странную область. Гигантские магнитные пузыри здесь отбивают атаки межзвездных космических лучей.

Космические аппараты Voyager, запущенные к окраинам Солнечной системы, продолжают преподносить ученым новые сюрпризы. Связь с первым и вторым аппаратом до сих поддерживается, и анализ поступающих данных позволяет изучать свойства внешних границ Солнечной системы и межзвездной среды.

Подобно Земле, Солнце имеет северный и южный магнитные полюса. Силовые линии магнитного поля пронизывают всю Солнечную систему и растягиваются под действием солнечного ветра. За границей гелиосферы солнечный ветер все больше ощущает давление межзвездного газа, который его тормозит. Область, в которой заряженные частицы с Солнца полностью останавливаются, называется границей ударной волны.

Складки на поле

«Из-за вращения Солнца его магнитное поле закручивается и становится морщинистым, как юбка балерины. Далеко от Солнца, там где сейчас «Вояджеры», эти складки собираются в гармошку», -- пояснил астрофизик Мерав Офер (Merav Opher) из Бостонского университета (Boston University).

В 2007 году в эту область влетел первый аппарат, годом позже – второй. Проходя вблизи друг от друга, силовые линии магнитного поля перезамыкаются, так же, как это происходит в областях солнечных вспышек. Перезамыкаясь, силовые линии образуют устойчивые трехмерные образования, похожие на пузыри. Пузыри имеют характерные размеры -- порядка 160 млн километров. «Мы никогда не ожидали обнаружить такую пену на границе Солнечной системы, но она там есть!», -- пояснил физик из университета Мериленда Джим Дрейк.

Пенозащита

Оказалось, что область магнитной пены – первое препятствие на пути высокоэнергичных частиц, пронизывающих межзвездное пространство и летящих к Солнцу. Ускоренные вблизи далеких черных дыр вспышками сверхновых звезд, эти частицы по пути к Солнцу должны преодолеть преграду – магнитное поле. «Магнитные пузыри – первый рубеж нашей защиты от космических лучей», -- добавил Офер. Работа ученых опубликована в журнале Astrophysical Journal.