18 апреля ‘24, Четверг

Астрономы нашли у Земли тайный спутник

Обгоняя Землю на орбите вокруг Солнца, перед нашей планетой веками несется астероид размером с три футбольных поля. Обнаружить его помог орбитальный телескоп WISE.

В 1772 году благодаря трудам французского математика и астронома Жозефа Лагранжа стало ясно, что рядом с планетами Солнечной системы на некруговых орбитах могут бесконечно долго и устойчиво находиться малые тела. Для этого они должны угодить в одну из пяти так называемых точек Лагранжа – областей устойчивого движения, всегда существующих вблизи системы двух тяготеющих тел (в данном случае, планеты и Солнца). С развитием наблюдательной астрономии в точках Лагранжа трех планет – Юпитера, Марса и Нептуна, были найдены астероиды, получившие название «троянские». Позднее ученые нашли астероиды, которые можно назвать спутниками Земли, летающими на ее орбите вокруг Солнца, однако истинных троянцев, привязанных к точкам Лагранжа, у Земли до последнего времени обнаружено не было.

«Хотя доказано, что такие тела могут быть довольно стабильны, и могут далеко отходить от точек Лагранжа, наблюдать их с Земли всегда мешает дневной свет», -- пояснил канадский астроном Мартин Коннорс (Martin Connors) из Университета Атабаски (Athabasca University).

Проверяя архивные снимки, полученные орбитальным инфракрасным телескопом WISE (Wide-Field Infrared Survey Explorer), ученый обратил внимание на два неизвестных ранее астероида. Им присвоили названия 2010 SO16 и 2010 TK7 .

Невидимый спутник

Первый, как ранее сообщал Infox.ru, оказался коорбитальным спутником Земли, а вот второй показал себя истинным троянцем. Он находится в точке L4 , опережающей Землю на орбите вокруг Солнца на 600. Точнее, астероид находится не в самой точке, а кружится, совершая либрации (медленные колебания), вокруг нее по замысловатой орбите с периодом 395 лет, и иногда приближается к противоположной от Солнца точке L3. В наши дни он находится между точками L3 и L4. Анализ снимков показал, что диаметр астероида составляет порядка 300 метров, это довольно большая глыба среди околоземных астероидов.

По словам астрономов, предсказать орбиту 2010 TK7 на тысячи лет вперед невозможно. «Эффекты хаотических возмущений играют огромную роль в поведении этого астероида», -- добавил ученый. По его мнению, законы механики не запрещают астероиду в будущем перейти на орбиту вокруг противоположной точки Лагранжа L3, это может случиться из-за различных возмущений. Специалисты считают, что троянские или коорбитальные астероиды – отличные цели для будущих пилотируемых миссий.