17 апреля ‘24, Среда

Астрономы нашли выводок недоделанных звезд

Более двадцати коричневых карликов, довольно редких объектов во Вселенной, нашли астрономы в созвездиях Персея и Змееносца.

Коричневыми карликами называют звезды-неудачники, которым не хватило массы для зажигания термоядерных реакций. Эти субзвездные объекты достигают наибольшей светимости в период своего формирования, однако вскоре остывают и приобретают характеристики газовых планет-гигантов. Открытие было сделано на гавайском телескопе Subaru и чилийском VLT в ходе поиска субзвездных объектов в ближайших молодых скоплениях.

Сначала при помощи телескопа Subaru ученые сделали глубокие снимки туманностей NGC 1333 и ρ Змееносца в оптическом и инфракрасном диапазонах. Найдя подходящие кандидаты на статус коричневых карликов по избытку красного цвета, астрономы подтвердили их тип, сняв спектр на VLT. «Наше открытие снова подтвердило то, что объекты немного более массивные, чем Юпитер, могут рождаться так же, как звезды», -- пояснил Рэй Джайавардхана (Ray Jayawardhana) из Университета Торонто, соавтор исследования.

Недозвезды

Настоящей находкой стало обнаружение в туманности NGC 1333 легкого коричневого карлика, который лишь в шесть раз тяжелее Юпитера. «Его масса сравнима с массой планет-гигантов. Как он сформировался, остается загадкой», -- пояснил Алекс Шольц (Aleks Scholz) из Дублинского института передовых исследований (Dublin Institute of Advanced Studies). Остальные только что обнаруженные коричневые карлики имеют массы меньше 20 масс Юпитера. Их в этой туманности оказалось всего в два раза меньше, чем нормальных звезд. «Похоже, коричневые карлики распространены в NGC 1333, как ни в каком другом скоплении. Это может показать нам, как различные условия влияют на их формирование», -- добавила Коралика Музик (Koraljka Muzic), автор работы.

«Нам никогда бы не удалось сделать эти удивительные открытия, если бы не замечательные характеристики телескопов Subaru и VLT. Инструменты, способные охватить широкое участки неба и снимать сотни спектров за раз – ключ к нашему успеху», -- добавил соавтор работы Мотохиде Тамура (Motohide Tamura) из Национальной астрономической обсерватории Японии.

Эффект порадует дачников: вот зачем нужно застилать грядки газетами