18 апреля ‘24, Четверг

Черные дыры застали за пожиранием звезд

Редчайшее явление – пожирание звезд черной дырой – впервые научились уверенно фиксировать астрофизики. Их открытие сулит дать ответы на многие фундаментальные вопросы.

О том, как черная дыра может разрушить подлетевшую слишком близко звезду, до последнего времени астрономы могли рассуждать лишь теоретически.

Если расстояние, на которое звезда подлетела к черной дыре, не слишком мало, чтобы звезда была захвачена полностью, дыра способна разорвать ее, а непроглоченные остатки оставить за горизонтом событий. По расчетам ученых, это катастрофическое событие должно сопровождаться интенсивной вспышкой длительностью от нескольких дней до недель. Такие вспышки теоретики называют вспышками от приливного разрушения звезд -- tidal disruption flares (TDF).

Вспышка перед смертью

Попытки зафиксировать такие вспышки астрономы предпринимают много лет. Несколько похожих событий, как об этом уже писал Infox.ru, были обнаружены при помощи орбитальных рентгеновских и ультрафиолетовых обсерваторий, однако достоверно фиксировать их до последнего времени астрономы не умели. Главная сложность – в том, как отделить истинные TDF от вспышек, например, сверхновых, ведь по расчетам в галактике на одну TDF приходится 1000 вспышек сверхновых. Кроме того, за TDF можно принять вспышки, возникающие вследствие прерывистого излучения квазаров, где вещество аккреционного диска медленно и неравномерно выпадает на сверхмассивную черную дыру.

Ученые под руководством Гленниса Фаррара (Glennys Farrar) из Нью-Йоркского центра космологии и физики частиц (New York University’s Center for Cosmology and Particle Physics) решили проблему, обратившись к цифровому обзору неба SDSS, в котором собраны повторные наблюдения за 2 млн галактик на протяжении 10 лет.

Сравнивая при помощи специальных программ снимки одних и тех участков неба, астрономы нашли 342 вспышки – кандидаты на TDF. Почти все они могли быть классифицированы как вспышки сверхновых, либо как вспышки в квазарах. И лишь две из них методом исключения были отождествлены как TDF – их спектр и время затухания не совпадали ни с теми, ни другими. Наоборот, эти вспышки затухали медленно, что и предсказывали теоретические расчеты.

«Обыскать 2,6 млн галактик стало настоящим приключением – мы нашли столько всего нового! Основываясь на нашем критерии, вспышки TDF случаются один раз в 100 тысяч лет на одну галактику», -- пояснил Сьоерт ванн Вельзен (Sjoert van Velzen), автор исследования. Ученые надеются, что наблюдение за пожиранием звезд поможет, наконец, обнаружить неуловимые до сих пор черные дыры промежуточной массы, которые, по предположениям, могут быть предшественниками сверхмассивных черных дыр.

Эстония в мае начнет закрывать на ночь погранпереход на границе с Россией