26 апреля ‘24, Пятница

Телескоп Hubble собрал 10 тысяч ссылок

Орбитальный телескоп Hubble отмечает еще один важный рубеж на пути познания Вселенной. Ученые в своих работах сослались на космический инструмент 10 тысяч раз.

Такая статистика делает Hubble одним из самых результативных и плодовитых научных приборов в истории человечества. За 21 год, прошедший с момента вывода на орбиту, астрономы из 35 стран мира были вовлечены в наблюдения при помощи этого инструмента. Помимо США рекордсменами по количеству открытий, сделанных при помощи телескопа Hubble, стали такие страны, как Великобритания, Германия, Италия, Франция и Испания.

Открытия, ставшие возможными благодаря самому крупному по сей день космическому телескопу, продолжаются во всех областях астрофизики, что делает инструмент и невероятно многозадачным. Пятерка наиболее цитируемых работ касается: поиска далеких сверхновых для изучения свойств темной энергии; уточнения параметров расширения Вселенной; наблюдаемой связи между массой галактик и массой центральных черных дыр; формирования ранних галактик, попавших в хаббловский обзор Hubble Deep Field (небольшая область Большой Медведицы); эволюционных моделей маломассивных звезд и коричневых карликов.

10 тысяч - не предел

Автором десятитысячной работы стал исследователь Захария Кэно из Ливерпульского университета им. Джона Мурса. В его работе сообщается об открытии самой слабой вспышки сверхновой, которая ассоциирована с длительным гамма-всплеском – излучением, сопровождающим смерть звезды. Как и большинство подобных исследований, это наблюдение было сделано в коллаборации с другими обсерваториями. Впервые вспышку заметили 16 марта 2010 года при помощи космической обсерватории Swift. Затем наземные телескоп Фолкеса, Gemini и орбитальный Hubble присоединились к наблюдению вспышки в видимом и инфракрасном диапазонах. Первое исследование на основе хаббловских наблюдений было принято к печати в научный журнал 1 октября 1990 года. В нем Тод Лоер из Национальной оптической лаборатории в Тусоне изучил черную дыру, которая, как подозревают, находится в ядре галактики NGC 7457.

В какой-то момент число публикаций, основанных на архивных наблюдениях Hubble, стало превосходить количество работ, посвященных новым наблюдениям. Сегодня в архивах хранится более 1 млн снимков телескопа, которые будут служить науке долгие годы и после того, как телескоп завершит свою работу.