Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:05
Москва
14 декабря ‘24, Суббота

Фуры потеряли управление: куда исчезли профессиональные водители?

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

На рынке труда отмечается большая нехватка профессиональных водителей различных видов транспорта. Еще летом 2023 года общественная организация «Водители России» заявляла о дефиците водителей-дальнобойщиков – на тот момент не хватало 25% от необходимого для отрасли количества сотрудников. INFOX.ru разбирался, изменилась ли ситуация со временем.

Аналитики сервиса «Авито Работа» отмечают резкое увеличение количества вакансий в сфере логистики: с января по ноябрь оно выросло в 2,4 раза. При этом средние предлагаемые зарплаты поднялись на 12%.

Помимо дальнобойщиков, резко вырос спрос на водителей самосвалов (прирост 91%), погрузчикoв (+73%) и экскаваторов (+67%). Отмечается также дефицит автобусов, бульдозеров, тракторов.

Профессия без будущего?

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов объяснил INFOX.ru, что нехватка водителей большегрузного транспорта обусловлена несколькими причинами. Недостаточно высокие (по их мнению) зарплаты дальнобойщиков – это лишь «вершина айсберга».

«Это может быть вызвано увеличением ответственности водителей, количеством обязанностей, возложенных на них. Также это может быть связано с изменением маршрутов перевозки, если раньше водители ездили в европейские страны, то поездки на Восток и Юг могут быть менее привлекательными для водителей», – говорит эксперт.

Кроме того, Баранов отмечает и влияние конкуренции с железной дорогой, по которой перевозится большее количество грузов. Эксперт отмечает и развитие контрейлерных перевозок, когда автомобиль используется не на всем протяжении пути, а происходит перегрузка на железнодорожный транспорт.

«Не исключено, что могло повлиять и увеличение количества автомобилей на дорогах, изменения в правилах передвижения для большегрузного транспорта, все это могло повлиять на нехватку дальнобойщиков», – продолжает перечислять причины дефицита кадров представитель «Финама».

Особо Баранов выделяет развитие беспилотного транспорта и его перспективы: кандидаты не видят будущего в этой профессии для человека и не идут в логистическую сферу.

Требования растут

Многие специалисты отрасли действительно жалуются на то, что в эту сферу не приходит молодежь. Портал Транс.Ру привел статистические данные, предоставленные несколькими транспортными компаниями. Согласно этим сведениям, средний возраст водителя-дальнобойщика составляет 52 года.

Требования к профессиональным качествам водителей большегрузных автомобилей действительно растут из года в год, следуя за развитием техники. Участники рынка предсказывают, что в не таком уж и далеком будущем профессия дальнобойщика станет скорее близка к определению «оператор беспилотного грузовика». Это требует специальной подготовки, которую в настоящее время довольно сложно получить в автошколах, где зачастую используется устаревшее оборудование, не соответствующее текущим реалиям.

Транспортная компания Delko, изучая проблему, провела внутреннее исследование, которое показало, что большинство водителей, работающих в ее штате, проходили обучение на грузовых автомобилях марки ЗИЛ, поскольку именно под них оборудованы тренировочные площадки, построенные еще во времена СССР.

Новоиспеченным водителям, только что получившим права категорий С и Е, приходится фактически обучатся заново на специализированных курсах, чтобы поднять уровень своей профессиональной квалификации и получить необходимые допуски для выполнения специфических задач.

Генеральный директор Delko Санджар Ашуралиев полагает, что без участия государства проблему не решить. В частности, среди прочих мер, он считает, что необходимо вводить систему субсидирования автошкол для того, чтобы те могли закупать современную технику.

Также в профессиональной среде высказывается мнение, что государство должно включиться в процесс популяризации профессии водителя большегрузного транспорта. Для привлечения молодежи необходимо изменить образ и стереотипные представления о работе водителя: донести мысль, что современные автомобили – это высокотехнологичная и относительно легкая в управлении техника, а также показать, что заработные платы дальнобойщиков значительно превышают средние по стране.

Сбитый в Ленобласти БПЛА-разведчик мог быть запущен из Финляндии
Реклама