Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:16
Москва
20 апреля ‘24, Суббота

Экономисты оценили действия сметающих товары в магазинах россиян

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Выручка продуктовых магазинов в российской столице в выходные перед нерабочей неделей выросла на 20 % и составила почти 3 млрд рублей.

При этом, как рассказали столичные власти, самый большой рост произошел в специализированных продуктовых точках, торгующих, к примеру, мясом или кондитерскими изделиями. Значительно возрос спрос на домашнюю обувь, детское питание и пеленки, а также расходные материалы для компьютерной техники, в том числе картриджи для принтеров.

Судя по всему, граждане не верят, что ковидные каникулы ограничатся лишь датой 7 ноября. Скорее всего, ими движет страх перед неминуемым подорожанием всего и вся.

На взгляд председателя потребителей России Петра Шелища, в создавшейся ситуации россияне ведут себя абсолютно рационально. В первую очередь их пугает не гипотетический локдаун, а реальная инфляция — текущая и потенциальная. Средний чек на продуктовую корзину растет вдвое быстрее того индекса цен, который ежемесячно дает Росстат.

В октябрьском бюллетене Центробанка «Инфляционные ожидания и потребительские настроения» фигурирует показатель 13,6% — именно в эту цифру оценивает инфляцию население. Соответственно, сейчас людей не останавливают высокие цены на товары: лучше купить вещь до очередного подорожания, чем потом кусать локти.

«Все бы еще ничего, — говорит собеседник «МК», — если бы россияне не брали кредиты какими-то сумасшедшими темпами. Сейчас их совокупная задолженность по займам составляет около 24 млрд рублей. Ситуация чревата полномасштабным кризисом неплатежей. И эти незаработанные (а лишь взятые в долг) средства подстегивают инфляцию: гигантская денежная масса на руках у населения не уравновешена товарной массой. Плохо еще и то, что люди абсолютно осознанно залезают в кредитную кабалу, полагая, что им ничто не грозит: дескать, государство все равно не найдет управу на армию из многих миллионов потенциальных банкротов».

К высокой инфляции придется привыкать, предполагает Шелищ. А история с пандемией, из которой РФ не извлекает уроков, — это надолго. Значит, могут позакрывать все. И тогда какой смысл держать под подушкой деньги, которые в дальнейшем точно обесценятся?

«Мягкий локдаун и отложенный спрос населения на зимнюю одежду, товары для дома и семьи создали кумулятивный эффект, — говорит топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. — Масла в огонь шопомании подлили и торговые сети, которые запустили очень привлекательные кампании со скидками почти на 25%. А люди давно знают: любой форс-мажор оборачивается в России ростом цен и снижением курса рубля. Наплыв покупателей объективен и вызван соображениями банальной экономии. По моим наблюдениям, сегодня крупные непродовольственные магазины огородили плотной тканью (драпом) почти 90% своих торговых площадей, работают лишь отделы по выдаче интернет-заказов. В итоге в большом выигрыше окажутся онлайн-ритейлеры и те граждане, кто успел отовариться до наступления длинных каникул. Ясно одно: дешевле товары точно не станут».

А председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин ажиотажный шоппинг не приветствует. «Лучше бы люди умерили свои аппетиты, которые, во-первых, приводят к сокращению сбережений и покупке зачастую абсолютно ненужных вещей, во-вторых, подхлестывают инфляцию», — говорит эксперт.

Во время локдауна будет работать онлайн-торговля, и она позволит удовлетворить основные запросы. Куда страшнее оказаться в какой-то момент без финансовой подушки безопасности (еще хуже — работы), чем без нового автомобиля или компьютера.

Янин призывает потребителей успокоиться и сосредоточиться в ноябре на задаче сохранения сбережений, например, разбив их на три равные доли — в евро, долларах и рублях. И — быть готовым к любым негативным экономическим последствиям локдауна.

Реклама