Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:38
Москва
25 апреля ‘24, Четверг

«Процент должен зависеть от степени вины»: банкир о рисках выплат жертвам мошенников

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

ЦБ решил обязать банки активнее бороться с хищениями средств граждан, а также возвращать им в упрощенном порядке определенную сумму средств, уведённых мошенниками.

Регулятор предложил на законодательном уровне закрепить обязанность банка возвращать деньги гражданам, пострадавшим от мошеннических операций. Для этого клиент должен уведомить банк о мошенничестве не позднее следующего дня после получения уведомления от банка о проведенной операции.

С конкретной суммой возврата ЦБ ещё не определился, но отметил, что она должна составлять не менее 80-90% от средней суммы хищений. При этом банки, у которых низкий уровень антифрода, заставят вернуть всю сумму похищенного, даже если она окажется выше установленной ЦБ.

Из других предложений стоит отметить изменение процедуры подтверждения операции банками. Так, банки могут получить право списывать деньги по ним по истечении одного-двух рабочих дней, даже несмотря на согласие клиента. То есть, за это время клиент сообразит, что его хотели обмануть.

Следует четко разграничивать, в какой ситуации с мошенническим списанием средств с карты виновен банк, а в какой — сам клиент, считает вице-президент Ассоциации российских банков, член совета директоров банка «Юнистрим» Олег Скворцов.

С одной стороны, введение наказаний для банков заставит их более внимательно работать с этой проблемой, и в принципе такие изменения назрели, отмечает эксперт. А с другой стороны, когда клиент сам сообщает злоумышленникам все пароли и сам идет в банкомат — банку, даже чисто юридически, отвечать не совсем разумно, отметил Скворцов.

При этом он считает, что банк все же обязан проводить некие работы, связанные с финансовой грамотностью и так далее. «Процент выплат жертвам мошенников должен зависеть от степени вины», — предположил эксперт.

Он прибавил, что у такой системы есть и недостатки. Например, есть риск, что недобросовестные клиенты могут воспользоваться такой ситуацией. Допустим, они могут перевести средства своим знакомым, которые те могут обналичить. А потом банк им еще и возместит некую сумму. Поэтому здесь важно определять, кто виноват в том или ином случае, считает Скворцов.

«Это сложно определить, но чем больше об этом говорить и больше для этого делать, тем лучше. Потому что сейчас банки часто все сваливают на клиентов», — отметил эксперт.

Профессор Чикагского университета и ВШЭ Константин Сонин также высказался о решении Банка России возвращать деньги пострадавшим от телефонных мошенников. «Я бы больше упирал на конкуренцию в секторе тех, кто предоставляет банковские услуги и качества работы правоохранительных органов. Потому что, когда человек становится жертвой мошенничества и является клиентом какого-то банка, то такому банку выгодно, чтобы таких историй было меньше, и если он не будет возвращать деньги, не сделает, чтобы этих историй было меньше, то люди перейдут в другие банки», — размышляет Сонин.

«А то, что есть какая-то минимальная сумма — сразу приходит в голову, что можно делать мошенничество с псевдомошенничеством. Тогда каждое мошенничество нужно будет проверять на то, что оно настоящее, и что потеряны настоящие деньги. Тут такая проблема правоохранительных органов, которую пытаются решить вне правоохранительных органов», — размышляет экономист.

Реклама