Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:25
Москва
26 апреля ‘24, Пятница

«Дешевле не станут»: о планах властей ограничить наценку на продукты

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Минсельхоз, Минпромторг и ФАС планируют убедить ритейлеров понизить предельный уровень наценок на социально значимые продукты до 5%.

В перечень таких продуктов планируется включить овощи, молоко, творог, кефир, сливочное масло, сахар, а также хлебобулочные изделия недлительного хранения. Ведомства рекомендуют снизить наценки до начала сельскохозяйственного сезона — до 1 июля 2022 года.

Ранее крупные ритейлеры сами предложили ФАС ограничить наценки на такие товары не более чем 10%. Так они ответили на требование службы проработать механизмы «ответственного ценообразования».

Ранее ФАС выявила, что ритейлеры завышали наценки. По информации Росстата, лишь за январь сахар вырос в цене на 0,7%, молоко — на 0,6%, капуста — на 2,1%, морковь — на 1%, картофель и свекла — на 0,4%. За 2021 год важнейшие продукты подорожали в среднем на 16%.

Аналитик компании Esperio Антон Быков уверен, что в условиях рыночной экономики проблему инфляции административными методами не решить. Он считает, что ритейлеры станут компенсировать выпадающие доходы за счет продуктов, не входящих в официальный перечень с минимальной наценкой.

Все равно общий уровень инфляции будет расти. Также сети могут восполнить недостачу в марже за счет производителей.

На протяжении 3-4 месяцев эффект от этой меры будет заметен: рост цен на отдельные виды товаров снизится. Но спустя полгода он опять ускорится, так как ассортимент списочной продукции уменьшится, и агросектор просто переключится на производство других, более выгодных для себя товаров.

При введении предложенных мер, малый и средний бизнес может существенно пострадать, поскольку, в отличие от крупных сетей, такие магазины не имеют возможности экономить на объеме продаж, а также продвигать свои интересы перед производителями, пояснил эксперт. Таким образом, ритейлеры-монополисты сохранят свою маржинальность за счет поставщиков и покупателей, а все остальные понесут убытки, оплатив антиинфляционные меры государства, отмечает аналитик.

В сущности власти хотят навязать сетевой рознице некие продуктовые пайки для малообеспеченных слоев населения, считает председатель правленияКонфОП Дмитрий Янин. Но заставить сети торговать этими «пайками» не получится. Если список товаров «с наценкой до 5%» все же будет утвержден, это приведет к снижению качества продуктов, снижению ассортимента, уменьшению конкуренции, разорению небольших магазинов и производителей.

Янин считает, что власти сейчас государство ведут себя как слон в посудной лавке, не принимая во внимание рыночные нормы.

Также сети в целях сохранения собственной наценки, будут пытаться перенести лимит в 5% на плечи поставщиков, предполагает зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Но расходы последних быстро увеличиваются, многие работают с нулевой рентабельностью или даже убытком.

Им придется идти на заключение убыточных контрактов — в силу неравной с ритейлерами рыночной силы. В долгосрочной перспективе это грозит разорением некоторых участников рынка.

Отдельные сети предпочтут попридержать продукцию и дождаться более выгодных условий, чем реализовывать товар по любой цене. Это не лучший выход, полагает аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. За индексацию цен или за их искусственное сдерживание в итоге заплатит потребитель — через наценки производителей или магазинов, пояснила она.

Реклама