Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:42
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Музейщики рассортируют культовые строения

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Общественная палата готовится к встрече с президентом. Дату уже несколько раз переносили, но в палате разговора с главой государства очень ждут. Комиссия по сохранению и развитию отечественной культуры рассчитывает выступить с докладом. В нем будет выделен вопрос о передаче памятников культуры конфессиям. В проблеме разбиралась съемочная группа Infox.ru.

Музейное сообщество отрицательно отнеслось к законопроекту Минэкономразвития «О передаче имущества религиозного назначения конфессиям». Многие специалисты высказались категорически против. Историки и искусствоведы беспокоятся за судьбу памятников культуры в случае их использования по первоначальному назначению.

Идея разработать некую ведомственную инструкцию в помощь структурам, принимающим решение о судьбе памятников истории, родилась еще в начале 1990 годов, когда начался процесс активной передачи культовых строений Церкви. «Тогда у нас была надежда быть услышанными. Вопросы передачи обсуждались с патриархией. Даже был подписан некий договор о намерениях между Министерством культуры и РПЦ, -- рассказал Infox.ru заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц. – Понимание, что сотрудничество необходимо, было с той и другой стороны. Но сейчас, когда пошло фронтальное наступление, стало ясно: то были иллюзии».

«Тут еще надо учитывать активную роль Минэкономразвития. Есть заинтересованные лица, которые все это двигают. Причем это не только представители конфессий, но и сугубо политические лица. Поэтому и пришлось вспомнить наши старые идеи и вернуться к разработке критериев оценки памятников культурного наследия, в первую очередь тех, что являются произведениями церковного, культового зодчества», -- говорит Лифшиц.

Над документом работают искусствоведы, специалисты в области реставрации и музейного дела. Пока это лишь первые «черновики». «Наши наработки еще рано называть документом. В подготавливаемых списках пока только православные церкви. Да и то это в основном памятники всего лишь нескольких центральных регионов России. Синагоги, мечети, буддийские храмы, костелы в них пока не значатся, этот вопрос тоже надо изучить», -- уточняет собеседник Infox.ru. По словам Лифшица, требуют уточнения и сами формулировки критериев отнесения памятника к одной из четырех групп.

Авторы рассчитывают, что в работе над классификацией примут участие специалисты департамента памятников и музеев Министерства культуры РФ и Росохранкультуры. Готовый же документ, по мнению разработчиков, должен получить статус подзаконного регулирующего акта и повлиять на идеологию федерального закона «О передаче имущества религиозного назначения конфессиям».

Музейщики предлагают следующую классификацию. К первой группе относятся памятники исключительно музейного использования, которые не должны передаваться религиозным организациям для проведения в них постоянных служб. Вторая группа: памятники, остающиеся на балансе музейных организаций, в которых могут регулярно проводиться богослужения. Третья – памятники, которые могут быть переданы религиозным организациям в безвозмездное пользование, если конфессии в состоянии организовать условия для правильного содержания памятников и для осмотра их в часы, свободные от богослужений, всеми желающими. Наконец, четвертая группа – это памятники, которые могут и должны передаваться в собственность общинам верующих на условиях, диктуемых законодательством РФ об объектах культурного наследия.

«Критериев отнесения памятника к одной из названных групп много: его историко-культурная значимость и художественная ценность; положение в социокультурной среде (мера интереса к нему общества, необходимость организации публичного доступа); отсутствие или наличие декоративного убранства, характер декора. Другие критерии: состояние сохранности материальной структуры (ее хрупкость, уязвимость); возможность поддержания оптимального температурно-влажностного режима на протяжении всего года или только в благоприятные для этого сезоны, наличие или отсутствие инженерной инфраструктуры для регулирования режима и так далее», -- поясняет Лев Лифшиц.

К первой группе можно отнести:Абрамцево Московской области: Спасская церковь, в декорации которой принимали участие Е. Д. Поленова, В. М. Васнецов, И. Е. Репин. Село Воскресенское, Ногинский район Московской области: церковь Вознесения Христова, деревянная. 1705 г. Подшитое небо с образом Вседержителя, иконостас, иконы, паникадило современны архитектуре храма. Псков: собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря с росписью 1313 г.
Согласно предложенной схеме, в первую категорию (не подлежащую передаче) должна войти самая ценная часть национального и всемирного культурного наследия. К ним относятся (за единичными исключениями): все памятники архитектуры XI–XVI веков, украшенные росписями и резьбой, сохранившие в интерьерах иконостасы с древними аутентичными иконами; творения знаменитых зодчих, в создании и украшении которых принимали участие скульпторы и художники, чьи имена вошли в историю отечественного и мирового искусства; музейные объекты культурного наследия, связанные с эпохальными событиями в истории России, с личностями, принесшими России мировую славу; архитектурные ансамбли (монастыри, крепости), представляющие крупные комплексы ценных памятников зодчества, живописи и пластики, декоративно-прикладного искусства, в коллекциях которых сосредоточены уникальные музейные собрания; памятники разного времени уникальные в своем роде – то есть в каждом из известных классификационных и типологических рядов сохранившиеся в единственном числе; единственные подлинные произведения, представляющие творчество крупного мастера, известного в основном по документам и отзывам современников.

В эту же группу, по словам собеседника Infox.ru, входят уникальные памятники, состояние которых требует поддерживать очень жесткие условия режима хранения, исключающие возможность их функционального использования. В первую очередь это касается деревянных храмов XV–XVIII веков, каменных храмов с древними стенописями, красочные слои которых утратили со временем прочность и требуют постоянного наблюдения и реставрационного вмешательства.

Ко второй группе можно отнести:Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, 1818–1858, арх. Монферан, скульптура –Витали, Клодта, Логановского, Пименова; живопись – Брюллова, Бруни, Басина, Неффа, Шебуева. (Первый опыт использования гальванопластики). Успенский собор во Владимире XII в., с фрагментами фресок XII в. и фресками Андрея Рублева и Даниила Черного 1408 г., резным иконостасом XVIII в. Москва, Спасо-Преображенский собор Андроникова монастыря, 15 в. Фрагменты росписи 20-х гг. XV в.
Вторую группу (так называемого совместного музейно-церковного пользования) главным образом должны составить памятники федерального значения исключительного историко-культурного и художественного значения, отличающиеся хорошей сохранностью, обеспеченные отлаженной системой музейного хранения. В их число включаются и летние храмы, инженерное приспособление которых к всепогодным службам неизбежно приведет к искажению их подлинного архитектурного облика. К этой категории музейщики относят: а) памятники деревянной храмовой архитектуры до середины ХIХ века; б) памятники каменной архитектура до середины ХIХ века, сохранившие в убранстве первоначальные стенные росписи, иконостасы с аутентичными иконами, элементы скульптурного, лепного, резного (каменного и деревянного) и металлического (литье, ковка) декора; в) все первые по времени появления образцы стилей, типов, иконографических изводов (для живописи и пластики); г) памятники репрезентативные для основных видов и типов искусства, отличающиеся исключительной сохранностью как авторской (аутентичной, оригинальной) материальной структуры в целом, технологических приемов, так и совокупности ее многочисленных частей и деталей (включая элементы столярки и фурнитуры). В них возможно проведение регулярных богослужений в соответствии с графиком, установленным соглашением религиозной общины с музеем, и в зависимости от погодных условий (если это неотапливаемые храмы).
К третьей группе можно отнести:Троицкий собор царской Александровской слободы. ХVI в., с росписями конца ХVI в., Тверскими и Васильевскими вратами ХIV в., иконы ХVII и ХVIII вв., каменная резьба портала. Белозерск, Спасо-Преображенский собор ХVI в., иконостас с иконами ХVI в.. Псковская область, Святогорский монастырь с могилой Пушкина.
К третьей группе (передаваемые в безвозмездное пользование приходам) разработчики классификации относят действующие храмы, украшенные уникальными росписями, резьбой, иконами XVII – начала XX века. Поддержание их сохранности требует полного отказа от использования лампад и употребления свечей и соблюдения необходимых мер поддержания температурно-влажностного режима. Расписание служб в таких храмах должно предусматривать дни и часы, когда их можно посещать как музеи.

Четвертая группа самая многочисленная. По оценкам специалистов, 90% всех храмов могут быть переданы религиозным организациям без всяких ограничений. «Это памятники, лишенные ценного декоративного убранства, выполненного в материалах, для поддержания сохранности которых не требуется соблюдение особых хранительских мероприятий, кроме тех, что установлены законом об объектах культурного наследия», -- поясняет Лифшиц.

Песков объяснил, почему Путин не приезжал к месту теракта в «Крокусе»
Реклама