Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

02:52
Москва
20 апреля ‘24, Суббота

По пути Анны Чапман

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Пока одни ругают разоблаченных в США российских разведчиков, а другие их оправдывают, Infox.ru решил разобраться, легко ли стать шпионом и как на него учиться.

«Чтобы узнать, как становятся разведчиками, я где-то в начале девятого класса сходил в приемную управления КГБ. Ко мне вышел какой-то дядя. Как ни странно, выслушал меня. «Хочу, -- говорю, -- у вас работать». -- «Отрадно, но есть несколько моментов». -- «Каких?» -- «Во-первых, -- говорит, -- мы инициативников не берем. Во-вторых, к нам можно попасть только после армии или какого-нибудь гражданского вуза». Я, естественно, поинтересовался: «После какого вуза?» Он говорит: «После любого!» Он, видно, уже хотел от меня отвязаться. А я говорю: «А предпочтительнее какой?» -- «Юридический!» «Понял», -- описывал свою попытку устроиться в разведку Владимир Путин в 2000 году в книге «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным».

Специалисты отмечают характерный ответ представителя КГБ в этом диалоге: «Мы инициативников не берем». «Спецслужбы всегда встречали с подозрением людей, которые к ним приходили», -- рассказал Infox.ru главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его словам, разведывательные органы предпочитали сами отслеживать и приглашать интересующих их людей.

Владимиру Путину, правда, школьная инициатива не повредила. Но взяли будущего президента во внешнюю разведку далеко не сразу после окончания в 1975 году юридического факультета ЛГУ. Вначале ему пришлось отработать девять лет в системе территориальных органов КГБ, преимущественно по линии контрразведки. И только в 1984 году его пригласили на годичные курсы в институт КГБ по специальности «внешняя разведка».

В последнее время добиться права называться разведчиком стало немного легче. «Спецслужбы всего мира стали демонстрировать некоторую открытость и приглашать граждан собственной страны на работу. Российским органам приходится следовать этой тенденции», -- говорит Игорь Коротченко.

В авангарде этого тренда -- структура, отвечающая в России за политический шпионаж, -- Служба внешней разведки (СВР). В ведомстве недавно произошло изменение, которое некоторые аналитики считают революционным, -- на сайте СВР появился раздел под названием «Как стать сотрудником», где желающие трудоустроиться в разведывательную структуру могут скачать две анкеты -- основную из 23 вопросов (посвящена личным данным, включая данные всех близких родственников) и дополнительную из 15 вопросов (выясняются данные о состоянии здоровья).

Вместе с фотографией, копией паспорта и диплома анкеты необходимо либо отправить заказным письмом в ведомство, либо лично передать в пресс-бюро. Правда, на основании этих документов еще нельзя сразу устроиться на работу в разведку. Сначала кандидату придется отучиться в специальном вузе -- академии СВР.

В разделе «Вопросы и ответы» сайта ведомства подробно разъясняется, кому стоит пытаться отправлять документы для получения специализированного образования. На учебу может быть зачислен только гражданин России, имеющий высшее образование, в возрасте до 30 лет. Абитуриент также должен обладать способностями к изучению иностранных языков и достаточным уровнем общеобразовательной, политической, научно-технической подготовки и общей культуры.

Гражданин, отвечающий этим требованиям, вначале должен будет пройти психологическое и медицинское освидетельствование. Абитуриент не должен быть склонен к экстремистским поступкам, религиозному фанатизму и авантюризму.

Если результаты освидетельствования будут положительными, то кандидата допустят до комиссии. «Члены комиссии проверяют знание русского языка, устанавливают уровень подготовки по иностранному языку, выявляют языковые способности, прогнозируют успеваемость по иностранным языкам и в завершение проводят индивидуальное собеседование», -- объясняется на сайте СВР. Комиссия будет проверять общую подготовку кандидатов и проводить собеседования, по результатам которых составит заключение и сделает вывод «о целесообразности принятия кандидата на учебу в академию либо отказа ему в этом».

Тем же, кто желает податься в военные разведчики, придется трудоустраиваться в Главное разведывательное управление Генштаба армии. Подготовку к работе в этой структуре ведет Военно-дипломатическая академия (ВДА).

Этот вуз пока остается закрытым -- соответствующих анкет на сайте нет, тем более отсутствуют и правила поступления. Эксперты рассказывают, что в ВДА, как и академию СВР, приглашают только на второе высшее образование. Однако здесь, как правило, гражданское образование не признают. На учебу берут только офицеров, прошедших «всестороннюю проверку на благонадежность и моральные качества на протяжении двух-трех лет». «В целом ГРУ более закрытая структура. Они по-прежнему отдают предпочтение не инициативникам, а сами подыскивают себе кадры», -- отмечает Игорь Коротченко.

По словам эксперта, учиться в разведывательных школах приходится от трех до пяти лет. Курсанты изучают историю шпионажа, несколько языков, а также специальные дисциплины, например методы ухода от контрразведки, слежки, методы спецсвязи. Будущих нелегальных разведчиков готовят еще тщательнее -- они обучаются по индивидуальным программам.

Подготовка разведчиков стоит государству больших денег. Например, Сергей Иванов еще в бытность министром обороны в 2002 году рассказывал, что каждый курсант Военно-дипломатической академии обходится казне в $30 тыс. в год. Впрочем, как выясняется, получаемые при учебе знания и навыки, а также затраченные средства далеко не всегда помогают разведчикам сохранять инкогнито, чтобы не быть разоблаченными спецслужбами других стран.

Работа заменила пассажирам московского метро электронные книги
Реклама