Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:26
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Гуантанамо по всей стране

Опубликовано

Администрация США распространила правила содержания заключенных, применяемые в Гуантанамо, на расположенные внутри страны военные тюрьмы. Права находящихся в них американских граждан полностью проигнорированы. Некоторые из заключенных от многомесячного заточения сходили с ума.

Ранее международные правозащитные организации неоднократно поднимали вопрос о жестоких условиях содержания заключенных, подозреваемых в терроризме, на американской военной базе в Гуантанамо. Теперь же появились свидетельства того, что за решетками военных тюрем, но уже на территории США, томились два гражданина этой страны и еще один заключенный, находившийся в Америке на законных основаниях, передает Associated Press.

Администрация президента Джорджа Буша распорядилась поместить арестованных гражданских лиц на гауптвахту как «врагов США». В течение нескольких лет их допрашивали без предъявления обвинений.

Допросы проводили сотрудники ЦРУ и разведуправления министерства обороны. Заключенным отказывали во встречах с адвокатами, в каких-либо иных контактах с внешним миром на протяжении нескольких лет. Кроме того, в отличие от обычных заключенных, им не позволяли никакого досуга, в том числе спорта или чтения книг.

Эти сведения стали доступными благодаря усилиям правозащитников, которые добились, на основании закона о свободе информации, предоставления документов, свидетельствующих, что власти США нарушили Пятую поправку к Конституции страны, запрещающую жестокое обращение с заключенными. Документы были получены через адвокатов. Речь идет о 90 страницах переписки и иных документах командования военно-морских сил США, в введении которых находятся военные тюрьмы в Норфолке и Чарльстоне.

Из документов вычеркнуты все имена авторов и получателей электронных писем. Не исключено, что речь идет о военных структурах. Переписка также свидетельствует, что некоторые сотрудники военной тюрьмы в Чарльстоне, например, скептически отнеслись к идее применения на территории США правил Гуантанамо.

Военным было приказано обращаться с американскими заключенными в соответствии с теми же правилами, которые применяются и в Гуантанамо.

В одном из документов сотрудник военной тюрьмы написал, говоря о заключенном Ясере Хамди, находившемся на тот момент за решеткой уже 14 месяцев, что арестант постепенно сходит с ума. «Я не хотел бы, чтобы он вышел отсюда никому не нужным психом», -- написал неизвестный офицер в 2003 году. Он отмечал, что применение «правил Гуантанамо» оказывало на заключенных еще более негативное воздействие, учитывая, что, например, Хамди не позволяли видеться даже с другими заключенными, хотя узники Гуантанамо такую возможность имели.

«Это первое четкое подтверждение того, что мы уже давно подозревали: гауптвахта использовалась как тюрьма вне законов. Это была попытка создать Гуантанамо внутри страны», -- говорит представитель правозащитной организации ACLU.

Соответствующее решение могло быть принято в министерстве обороны США.

Создание тюрьмы в Гуантанамо позволило властям США избежать необходимости соблюдать конституционные права заключенных.

Хамди был схвачен в Афганистане в 2001 году, переправлен в Гуантанамо, а затем в США, когда было установлено его американское гражданство. Его допрашивали в течение трех лет, не предъявляя никаких обвинений. В 2004 году Верховный суд поставил точку в этой истории. Хамди был передан Саудовской Аравии на условиях, что откажется от американского гражданства.

Другой заключенный, аль-Марри, оказавшийся на условиях «врага США» в военной тюрьме, являлся подданным Катара, однако находился в США легально, как студент. В 2003 году президент Джордж Буш распорядился перевести аль-Марри в Чарльстон. Там он в течение 16 месяцев содержался в полной изоляции от внешнего мира. В течение пяти лет он не мог связаться с родственниками.

Третий заключенный, Падилла, был арестован в 2002 году по подозрению в сотрудничестве с «Аль-Каидой». В военной тюрьме он провел три года, из них 21 месяц в полной изоляции. Он был осужден за поддержку терроризма в Косово, Боснии и Чечне.

В Госдуме предложили план блокировки Telegram-каналов, вербующих террористов
Реклама