19 апреля ‘24, Пятница

Астронавты починили спектрограф Hubble

Специалисты NASA в четвертый раз провели работы в открытом космосе, чтобы отремонтировать и обновить телескоп Hubble. На сей раз в центре внимания астронавтов оказался регистрирующий спектрограф космического телескопа.

Астронавты шаттла Atlantis Майкл Гуд и Майк Массимино провели работы в открытом космосе, которые продолжались восемь часов и две минуты. За это время специалисты NASA отремонтировали регистрирующий спектрограф космического телескопа (Space Telescope Imaging Spectrograph, STIS). Инструмент установлен на Hubble в 1997 году и выполнял 30% работ Hubble. Но в августе 2004 года у STIS вышел из строя блок питания, в результате чего спектрограф переключился в безопасный, нерабочий режим.

Проект STIS не предусматривал возможности ремонта в открытом космосе, поэтому для его починки пришлось преодолеть значительные трудности. Потребовалось открутить 111 винтиков, чтобы извлечь неработающие элементы прибора и заменить новыми. Именно об этой операции представитель NASA заявил до полета, что она будет походить на «хирургию головного мозга».

Первый тест STIS показал, что прибор работает нормально. Спектрограф должен разделять свет на составляющие его цвета, что позволит собрать информацию о химическом составе наблюдаемых объектов, температуре и движении планет, комет, звезд, межзвездного газа и галактик. Эта информация поможет ученым лучше понять физические свойства Вселенной.

Из-за продолжительного ремонта STIS пришлось отложить ремонт теплоизоляционных элементов телескопа на пятый -- и последний -- выход в космос, который состоится сегодня.

Третий выход

Накануне успешно завершился третий выход в открытый космос, который провели Джон Грюнсфелд и Эндрю Фьюстел. За шесть часов 36 минут им удалось установить чувствительный ультрафиолетовый спектрограф (The Cosmic Origins Spectrograph, COS). Этот инструмент должен помочь исследовать крупномасштабную структуру Вселенной и помочь объяснить, как формировались и группировались галактики. COS помогает определять температуру, плотность и химический состав любого объекта, который поглощает или излучает свет. Для этого спектрограф улавливает ультрафиолетовые волны с длиной 115-177 нм и 175-300 нм.

COS сменил на Hubble систему оптической коррекции (COSTAR, Corrective Optics Space Telescope Axial Replacement). Дело в том, что в общей сложности Hubble может поддерживать работу пяти оптических приборов и для установки нового прибора требуется снять старый.

В будущем возможности COS будут дополнять работу STIS.

Также Грюнсфелд и Фьюстел отремонтировали усовершенствованную обзорную камеру (Advanced Camera for Surveys, ACS), установленную на Hubble во время предыдущего полета к телескопу в 2002 году. Повторяющиеся короткие замыкания вывели камеру из строя, поэтому потребовалось заменить элементы электроники и электропитания.

ACS разработана, чтобы рассмотреть большие области неба в видимой части спектра. Камера должна наблюдать отдаленные галактики и помочь решать такие вопросы, как изучение темной материи и темной энергии, составляющих основу Вселенной. Восстановленная ACS будет служить дополнением широкоугольной планетарной камере-3 (Wide Field Camera 3, WFC3), установленной во время первого дня работ астронавтов Atlantis. Возможности WFC3 при наблюдении видимых световых лучей ограничены, поэтому они вместе с ACS должны давать полноценную картину наблюдений конкретного объекта.