24 апреля ‘24, Среда

Выделения болотного багульника защищают другие растения от насекомых

Финские ботаники открыли в местных болотах уникальный механизм, при помощи которого растения защищаются от насекомых. Чтобы отпугнуть вредителей, пушистые березы используют эфирные выделения соседей по экосистеме.

Хотя растения и не имеют центральной нервной системы, они обладают достаточно широким спектром защиты от своих потенциальных врагов. Так, растения американских прерий высасывают из почвы селен, чтобы травить луговых собачек. А табак может, например, изменять время цветения, чтобы не привлекать голодных насекомых. Еще один интересный механизм защиты в местных болотах обнаружили финские биологи.

Химическая маскировка

Изучая выделения растений на болотах, группа ученых под руководством профессора Ярмо Халопайнена (Jarmo Holopainen) из Университета восточной Финляндии (University of Eastern Finland) обратила внимание на вещества, совершенно не характерные для пушистой березы (Bеtula pubеscens). Исследовав местность тщательнее, они обнаружили, что такой букет химических веществ березы получают от соседа по экосистеме -- болотного багульника (Rhododendron tomentosum).

Против насекомых

Побеги багульника содержат несколько массовых процентов эфирных масел, важнейшие компоненты которых -- сильнопахнущие спирты ледол и палюстрол. Такой букет, полученный из багульника, использовался еще древними скандинавами для пропитки одежды от моли. Иногда его применяют и сейчас. Но вот то, что им умеет пользоваться береза, не знал никто. Как показали полевые и лабораторные эксперименты, компоненты эфирных масел рододендрона сорбируются листвой окрестных деревьев. А потом вторично выделяются. Такая схема довольно эффективна против гусениц.

По словам исследователей, известны выделяемые растениями вещества, которые могут привлекать врагов насекомых. А вот ситуация, при которой одно растение напряую защищает соседей, наблюдается впервые. Ученые полагают, что аналогичные схемы могут использоваться и другими растениями. В общем, жизнь растений не так проста, как кажется на первый взгляд, и их сообщества устроены едва ли не сложнее, чем у представителей фауны.

Результаты работы опубликованы в журнале New Phytologist.