Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

14:25
Москва
20 апреля ‘24, Суббота

Кризис останавливает автозаводы

Опубликовано
Текст:

Продажи легковых автомобилей в России в феврале упали на 38%. Спроса нет: все предприятия сокращают производство, количество смен и длительность рабочей недели.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в феврале составили около 135 тыс. штук, это на 38% меньше, чем в феврале 2008 года, говорится в релизе Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В январе 2009 года продажи проваливались (к январю 2008 года) на 33%.

По отечественным моделям спад больше. Продажи автомобилей УАЗа упали на 56%, ИЖа – на 66%, ГАЗа – на 68%. Продажи «АвтоВАЗа» -- 29,3 тыс. автомобилей, на 36% меньше, чем в феврале 2008 года.

«Интересная особенность кризиса на российском авторынке – сильнее всего просел сегмент бюджетных автомобилей, таких, которые в основном и производит российский автопром», – говорит ведущий аналитик аналитического агентства «Автостат» Дмитрий Агафонов.

«Из-за падения спроса происходит затоваривание складов. На складах остаются машины 2008 года выпуска, поэтому автопроизводители вынуждены снижать объемы выпуска», – говорит он. Об этой проблеме говорит и старший аналитик Института финансовых исследований Кирилл Лебедев: «Заводские стоянки забиты, и если даже заводы будут выпускать автомобили в прежних объемах, то их просто некуда будет ставить».

Российские автозаводы продлевают каникулы. «Подобным образом действуют и российские предприятия иностранных автопроизводителей. Они предпочитают отправлять сотрудников в вынужденные отпуска», – отмечает Дмитрий Агафонов.

На предприятиях прибегают к сокращению длительности рабочей недели и к принудительным отпускам. Например, на Ульяновском автозаводе (УАЗ, входит в группу компаний Sollers) новогодние каникулы длились с 25 декабря до 16 февраля, а после каникул он перешел на двухсменный режим три дня в неделю.

С октября 2008 года на четырехдневную рабочую неделю перешел КамАЗ, а новогодние каникулы на предприятии длились до 19 января. Завод приостанавливал выпуск грузовиков также с 29 января до 12 февраля. 6 марта главный сборочный конвейер вновь приостановил свою работу до 16 марта.

В пресс-службе «ИжАвто» (входит в ГК «СОК») сообщили, что завод также рассматривает возможность перехода на неполную рабочую неделю с 1 апреля по 1 октября.

До 23 марта остановлен Таганрогский автозавод (ТагАЗ), выпускающий автомобили Hyundai. По словам председателя первичной профсоюзной организации работников ТагАЗа Сергея Пенчукова, с октября 2008 года на заводе постоянно задерживается выплата зарплаты. «До сих пор не выплачена зарплата за январь, хотя согласно трудовым договорам она выплачивается 30 числа текущего месяца и 15 числа следующего», – сообщил он. При этом во время простоя завода, который длится уже второй месяц, рабочим платится 2/3 от окладов, которые в среднем составляют 5-6 тыс. руб., добавил председатель профсоюза.

Он отметил, что «вопрос массовых сокращений пока не поднимался», но сотрудников завода «вынуждали» увольняться по собственному желанию, отправляя их в неоплачиваемые отпуска, задерживая зарплату, отменяя «развозки рабочих, живущих в деревнях". «В связи с этим численность рабочих уже сократилась, – резюмирует Сергей Пенчуков. – А с прошлой недели им стали предлагать, иногда прибегая к давлению, уволиться по «обоюдному» согласию при условии выплаты заводом всей задолженности по зарплате на момент увольнения плюс два оклада».

На «АвтоВАЗе» 12 тыс. сотрудников (из 110 тыс.), занятых на непроизводственных должностях, остаются в вынужденных отпусках с выплатой 2/3 от средней зарплаты. Руководитель профсоюза «АвтоВАЗа» и сопредседатель Межрегионального профсоюза работников автопрома Петр Золотарев сообщил, что средняя зарплата на предприятии составляет 12-13 тыс. руб. Находясь в вынужденных отпусках, работники получают 8-8,7 тыс. рублей. «Но это все равно лучше, чем быть уволенным, поэтому все довольны», – сетует он.

Член профсоюза завода Ford во Всеволожске Владимир Лесик рассказал, что новогодние каникулы на предприятии длились с 24 декабря по 20 января, а в настоящее время производство загружено не на полную мощность. «В остальном пока все в порядке: никого еще не уволили, рабочая неделя остается полной, в принудительные отпуска никого не отправляют. Что будет в будущем – неизвестно», – добавляет он.

По словам Дмитрия Агафонова, большой резонанс вызвало сокращение 400 сотрудников компании «GM-АвтоВАЗ». «Но это, пожалуй, единственный случай настоящих увольнений», – добавляет аналитик. Он сомневается, что «кто-либо из крупных производителей будет прибегать к увольнениям: власти не дадут им этого сделать».

Реклама