Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

03:40
Москва
29 марта ‘24, Пятница

Производителям не нужны деньги

Опубликовано
Текст:

В январе 2010 года цены производителей вырастут в 2,5 раза меньше, чем в благополучные для российской экономики 2000-е годы. Если в течение года предприятия будут повышать цены медленнее розницы, начнутся массовые банкротства неэффективных бизнесов.

Ожидаемое в январе традиционное повышение тарифов и потребительских цен незначительно повлияет на ценовую политику производителей, следует из бюллетеня «Российская промышленность в декабре 2009 года», подготовленного Институтом экономики переходного периода (ИЭПП).

«В целом промышленность продолжает снижать цены, хотя не так интенсивно, как в мае-июне 2009 года или тем более в декабре 2008 года. Самое интенсивное снижение цен демонстрирует промышленность стройматериалов, самое умеренное (почти никакого изменения) -- машиностроение», -- говорится в обзоре.

Руководители предприятий не отказываются от намерений повысить цены в начале 2010 года, но планируемый рост цен в январе-феврале в 2-2,5 раза меньше, чем в аналогичные периоды «тучных» 2000-х. А лесной комплекс и стройиндустрия планируют снижение цен в этот период.

«Это вызвано, в первую очередь, снижением спроса, -- объясняет заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло. -- Кроме того, производители рассчитывают, что такого роста тарифов, цен на сырье и комплектующие, как в 2005-2007 годы, не будет».

Средний рост цен производителей в январе с 2001 по 2007 год в России составлял 1,27%, в феврале -- 1,44%. Если предположить, что планы повышения цен будут соответствовать реальному изменению, то в январе 2010 года цены производителей вырастут на 0,5-0,64%, а в феврале -- на 0,58-0,72%.

Директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев говорит, что на практике повышение цен может быть другим, так как прямой связи между динамикой цен на потребительском рынке и рынке производителей не существует. По его словам, есть факторы, которые действуют на динамику цен на каждом из рынков автономно. Но существенные изменения цен производителей отражаются на потребительских ценах, как правило, примерно через полгода.

«То, что индекс потребительских цен и индекс цен производителей изменяются разнонаправленно, -- дань нашей институциональной среде, которая сильно повышает цену товара на его пути от производителя до конечного потребителя», -- поясняет профессор экономического факультета МГУ Виталий Тамбовцев.

По его словам, если тенденция снижения цен производителей сохранится, темпы роста потребительской инфляции упадут еще сильнее, а неэффективные предприятия уйдут с рынка. Но «очищение от растратчиков ресурсов» будет позитивным для экономики, только если высвободившиеся ресурсы через законные процедуры перейдут к эффективным производителям, подчеркивает Виталий Тамбовцев. Он предупреждает, что если неэффективные производители с рынка исчезнут, а их ресурсы не перейдут к оставшимся производителям, то при сохранении уровня спроса на товары объем предложения сократится и потребительские цены вырастут.

Сколько продлится снижение цен производителей, прогнозировать сложно. «Наиболее реалистичны прогнозы изменения цен производителей на два-три месяца вперед, -- объясняет Сергей Цухло. -- Экстраполяция данных на весь следующий год была бы неуместной».

«Как правило, первый квартал по динамике цен производителей всегда бывает провальным, -- напоминает Сергей Моисеев. -- Ради того чтобы на минимальном уровне поддерживать спрос на промышленную продукцию, производитель ненадолго снижает цены. Но как только в России появятся первые признаки оживления потребительского спроса, производители отыграются».

По его словам, «переломный момент с точки зрения экономического восстановления» придется на весну 2010 года. Потребительская инфляция в первом полугодии составит 7-8%, а по итогам года -- 9-10%. Цены производителей вырастут за год на 10-15%, ожидает экономист.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама