Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

23:23
Москва
28 марта ‘24, Четверг

«Эксперимент с основами религиозных культур незаконен»

Опубликовано
Текст:

1 апреля -- дата старта масштабного эксперимента по введению в школах «Основ религиозных культур и светской этики». Президентское решение о необходимости курса было принято девять месяцев назад. Минобрнауки приняло его к исполнению, а родители и ученые все это время лихорадочно пытались просчитать возможные плюсы и минусы. К единому мнению прийти так и не успели. Сопредседатель совета Института свободы совести Сергей Бурьянов считает эксперимент незаконным и антиконституционным.

-- Сергей Анатольевич, вы юрист и смотрите на проблему введения курса основ религиозных культур и светской этики с правовой точки зрения. Каково ваше заключение?

-- Все, что сейчас происходит, неконституционно и незаконно. Прежде всего, мы отталкиваемся от Конституции РФ и международно-правовых документов, затем следуют федеральные конституционные и обыкновенные законы, а потом -- подзаконные правовые акты. По юридической силе именно в таком порядке -- такая иерархия принята в российском праве.

Эксперимент противоречит нормам Конституции и федеральных законов. В Конституции есть статья 14, в которой сказано, что РФ является светским государством, ни одна религия не является государственной, и все религиозные течения равны перед законом. Это означает, что государственная система образования должна быть светской, то есть мировоззренчески нейтральной. Эта норма продиктована здравым смыслом и закреплена в статье 2 закона «Об образовании».

Российская Федерация является многонациональной поликонфессиональной страной – по официальным данным Минюста, более 60 различных религиозных течений. Если мы начнем какие-либо течения допускать до государственного образования, то возникает масса вопросов: какие именно, почему именно эти и так далее. Поэтому самый простой и юридически корректный вариант – государственная система образования должна быть нейтральной.

В Конституции говорится, что «родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования», а «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Кроме того, согласно Семейному кодексу Российской Федерации «родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами», «защита прав и интересов детей возлагается на их родителей». Это значит, что только родители определяют, как и чему, правда, в соответствии с госстандартом, будут учиться их дети. Если родители пожелают дать какое-либо духовно-нравственное воспитание ребенку, они должны делать это за свой счет и в добровольном порядке. Именно это предписывают Конституция и законодательство России.

Есть еще закон «Об образовании» и закон «О свободе совести». Согласно им конфессионально ориентированное образование допускается в государственной школе, но при условии добровольности и финансирования за счет верующих и религиозной организации. А школа должна предоставлять только помещение после основных занятий. Так должно быть по закону.

Смотрим, что происходит с введением курса. Во-первых, кто за все это удовольствие платит? Платит государство, а это, как следует из вышесказанного, уже незаконно. Теперь что касается добровольности. Все, что касается детей, должно делаться исключительно с письменного согласия родителей, будь то посещение факультатива, прививка или выезд в музей. В случае с «Основами…» заявление о выборе модуля (хотя, как сейчас выясняется, и оно пишется не везде) – еще не все. Сначала должно быть заявление о том, что мама и папа в принципе дают согласие на участие персонально их ребенка в эксперименте. Только в этом случае можно говорить о соблюдении принципа добровольности. Так что и тут нарушение правовых норм.

-- Есть ли у родителей хотя бы теоретическая возможность вывести своего ребенка из участия в эксперименте?

-- На сегодняшнем этапе, пока вся эта история имеет статус эксперимента, теоретически такая возможность есть. В будущем, когда это будет оформлено в качестве обязательного предмета с общеобязательной аттестацией, -- нет.

Сейчас два пути. Первый – не писать согласия. Второй, с моей точки зрения, более эффективный – писать заявление о том, что я, такой-то, категорически против участия своего сына или дочери в эксперименте. Советую делать это максимально гласно, с привлечением общественного внимания. На практике все, конечно, сложно. Родителям не хочется ссориться со школой, все-таки ребенку там еще долго учиться, а от администрации школы требуют совершенно определенных результатов, она вынуждена применять меры психологического давления…

-- Если происходящее сегодня с 400 тысячами детей, по вашему мнению, незаконно, какова перспектива оспорить правомочность введения курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

-- Напомню, откуда все пошло. Была дискуссия, которую прервал президент. Он «по просьбам трудящихся», то есть представителей определенных, подчеркиваю, не всех, а только определенных конфессий, ввел курс волевым решением. Вопреки Конституции, вопреки законодательству. Чиновники, разумеется, приняли к исполнению. Пока только в форме так называемого эксперимента. Но если «эксперимент» будет закреплен законодательно, кто его будет оспаривать? По идее, это дело родителей при поддержке правозащитных организаций. Теоретически точку в этом вопросе мог бы поставить Конституционный суд. Но чтобы дойти до него, нужна воля конкретных людей, права которых были нарушены. Но будет ли это обращение? И будет ли объективный ответ суда?

Все это вписывается в общую систему авторитаризации власти в Российской Федерации. Крайне серьезные решения с далеко идущими последствиями принимаются сверху, без учета мнений различных групп общества. «Эксперимент» ведет к тому, что «нетрадиционно» верующих вместе с остальными инакомыслящими налогоплательщиками фактически заставят оплачивать конфессионально ориентированное образование, а в конечном итоге сакрализацию власти.

Действия чиновников говорят, что многоконфессиональная Россия опять наступает на старые конфессиональные грабли. Среди самых очевидных последствий – расслоение общества по мировоззренческим основаниям, разложение конституционных принципов, составляющих основу строя, стимулирование сепаратизма, угрожающего национальной безопасности государства и чреватого распадом федеративной системы. Навязывание конфессионально ориентированного образования школе не станет благом ни для церкви, ни для общества, ни для государства.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама