29 марта ‘24, Пятница

Ген стресса успокаивает женщин и злит мужчин

Разновидность гена, которая спасает женщин от излишней реакции на стресс, опасна для мужчин. Потому что у них она реакцию только усиливает.

Исследователи считают, что гены человека играют важную роль в том, как его организм будет реагировать на стресс. Например, по словам ученых, наследственность в 62% случаев определяет уровень гормона напряжения -- кортизола. Но до сих пор специалисты смогли достоверно определить не так уж много генов, которые формируют ответ на стресс.

Как найти гены стресса

СтрессПо прогнозам Всемирной организации здравоохранения, за следующие 20 лет последствия стресса станут второй ведущей причиной смертности в мире.
Чтобы определить, какие гены помогают человеку справляться со стрессом, сотрудники больницы Херцог Хоспитал (Herzog Hospital) в Иерусалиме и Еврейского университета (Hebrew University) проверяли людей на уровень социального стресса. Добровольцами стали 97 студентов и студенток, которых ради результата ученые вогнали в стрессовую ситуацию.

Испытуемым пришлось сыграть роль соискателя на определенную должность. Всего за пять минут им требовалось убедить работодателя нанять их. Чтобы усложнить задачу, студентов посадили перед тремя интервьюерами, которые намеренно выступали в роли суровых судий. А весь диалог записывался при помощи видеокамеры и микрофона, которые испытуемые тоже могли видеть.

Во второй фазе интервью студентам предложили посчитать в уме. Им пришлось считать в обратную сторону от числа 1687 с шагом 13 (1674, 1661 и так далее) как можно быстрее и называть ответы вслух. Причем если доброволец делал ошибку, то начинал задание заново.

Во время стрессогенного тестирования испытуемым пришлось и поплевать. Ученые собирали образцы слюны, чтобы определить в них уровень кортизола. Из слюны же специалисты выделили генетический материал, по которому хотели установить выраженность гена нейротрофического фактора (BDNF), который помогает расти и дифференцироваться клеткам мозга.

Кортизолили 17-гидрокортизон. Регулирует углеводный обмен, принимает участие в развитии стресс-реакций.
Авторы ориентировались на результаты исследования этого гена у животных: у них экспрессия BDNF снижалась при хроническом стрессе и восстанавливалась при лечении антидепрессантами.

Женщинам везет

BDNF кодирует два варианта аминокислот -- валин (Val) или метионин (Met). У людей есть две копии каждого гена, причем одна из них обязательно Val, потому что он распространен намного сильнее, чем Met.

Исследователи выделили две группы испытуемых -- с двумя копиями варианта Val (Val/Val) и с присутствующим Met (Val/Met). У каждой группы проверили уровень кортизола, который выделился во время тестирования.

Выяснилось, что у мужчин и женщин из группы Val/Met уровни оказались практически одинаковыми. Зато у мужчин Val/Val обнаружился более высокий уровень кортизола, чем у их собратьев с формулой Val/Met. Ученые говорят, что и реакция на социальный стресс у первых оказалась значительно выше.

А женский организм еще раз удивил исследователей своей уникальностью. Дамы Val/Val показали гораздо более низкий уровень кортизола в слюне, чем их подруги с Val/Met.

Получается, что Val/Val отвечает за повышение уровня кортизола при стрессе у мужчин, а у женщин, наоборот, за понижение. Почему это происходит, для ученых осталось загадкой.

Исследователи считают, что именно сочетание Val/Val, которое доминирует у обоих полов, определило то, что мужчины во время тестирования показали более высокий уровень стресса, чем женщины.

Как говорят авторы работы, при помощи генетического анализа теперь можно понять, почему нередко наблюдается существенная разница в реакции на стрессогенные факторы у людей разного пола. И предсказать, что мозг женщин с BDNF Val/Met и мужчин с Val/Val окажется наиболее уязвимым для стресса. Не ответили израильские ученые только на один вопрос: почему большая часть мужчин до сих пор не вымерли от последствий стресса?

Результаты исследования опубликованы в журнале Psychoneuroendocrinology.