28 марта ‘24, Четверг

Обнаружены гены, отвечающие за развитие маниакально-депрессивного психоза

Большая международная группа ученых из клиники Боннского и Базельского университетов, Центрального института психического здоровья в Мангейме обнаружила пять участков генов, с которыми связано развитие биполярного аффективного расстройства. По мнению ученых, открытие поможет создать новый подход к лечению этого опасного психического заболевания.

В работе также принимали участие и специалисты из Московского НИИ психиатрии, Научного центра психического здоровья РАМН и НИИ пульмонологии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова в Москве, Курского государственного медицинского университета, а также Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН.

Биполярное расстройство (или маниакально-депрессивный психоз) характеризуется резкой сменой эйфорически приподнятого настроения на беспросветную тоску и апатию, за которыми опять следует период бурной деятельности. Причины болезни психиатрам пока до конца непонятны. Однако, сейчас уже очевидно, что здесь играют роль не только внешние факторы, психосоматика, но и генетика.

Для того чтобы понять, какие гены отвечают за развитие болезни, ученые провели генетическое исследование 9747 больных биполярным расстройством и сравнили эти данные с генами 14278 здоровых людей. «Исследование генетических причин биполярного расстройства на примере такого большого числа людей из разных стран до настоящего времени еще не проводилось, это уникальные данные», - говорит ведущий автор исследования профессор Маркус Нотен (Markus M. Nöthen).

Задача, по словам медиков, была не из легких. Найти гены, ответственные за развитие этой болезни, – все равно, что искать иголку в стоге сена, говорит профессор Свен Кишон (Cichon Sven) из клиники Базельского университета. «Вклад отдельных генов в развитие этого заболевания настолько небольшой, что участки «больных» генов очень сложно выделить на фоне обычных генетических различий, генетического шума», - объясняет профессор Кишон. Единственный способ – это провести анализ как можно большего числа пациентов и сравнить эти данные с таким же большим количеством здоровых людей.

Авторы исследования составили генетическую карту около 24 тысяч добровольцев и получили запись примерно 2,3 миллиона участков их генов. Сравнив данных больных людей и здоровых, медики выделили пять участков генов, неправильная работа которых и приводит к болезни. Два из этих участков обнаружены впервые – это участок ADCY2 на пятой хромосоме и участок MIR2113-POU3F2 на шестой хромосоме.

Особенно ученых заинтересовал участок ADCY2. Он задействован в кодировании энзимов, которые участвуют в передаче сигналов в нервных клетках. «Открытие этого участка прекрасно совпадает с существующими представлениями о том, что у больных с биполярным расстройством нарушаются передача сигналов в нервных клетках в некоторых отделах головного мозга», - говорит профессор Нотен.

Как добавляют медики, открытие всех пяти участков очень важно. Поскольку без знания генетических причин болезни, невозможно начать разработку новых эффективных методов терапии. Теперь эта дорога открыта.

Результаты работы профессора Маркуса Нотена и его коллег опубликованы в последнем номере журнала Nature Communications.