19 марта ‘24, Вторник

Расшифрован геном смертельно опасного грибка

Большой группе генетиков из США, Канады, Франции, Австралии и Индии впервые удалось полностью расшифровать геном одного из штаммов грибка Cryptococcus neoformans.

Этот дрожжевой грибок вызывает смертельно опасные инфекции головного мозга и легких - менингит и пневмонию, от которых во всем мире ежегодно умирает более 600 тысяч человек. В основном грибок поражает людей с ослабленным иммунитетом после трансплантации органов или ВИЧ-инфицированных.

Это исследование поможет создать эффективные методы терапии болезней, которые грибок вызывает.

«Следующим шагом в нашей работе будет изучение каждого гена, одного за другим, и мутаций, чтобы выяснить, как этот патогенный грибок вызывает у человека болезнь, и как можно с этой болезнью бороться», - говорит ведущий автор исследования профессор Жозеф Хейтман (Joseph Heitman) из Университета Дьюка (США).

«Мы только начинаем понимать причины необыкновенной устойчивости и живучести этого патогенного грибка. Теперь, зная полностью его геном, мы можем найти ответ на вопрос, почему и как он мутирует в организме человека, почему он приобретает устойчивость к действию антигрибковых препаратов», - говорит один из авторов работы профессор из Университета Дьюка Джон Перфект (John Perfect). Именно он 36 лет назад впервые изолировал штамм Н99 у пациента, больного менингитом.

Над расшифровкой генома Cryptococcus neoformans ученые работали десять лет. В результате, им удалось расшифровать и его транскриптом – т.е. все микроРНК и некодирующие РНК (они сильно меняются от условий окружающей их среды).

«Вирулентность или способность этого грибка вызывать болезнь очень нестабильна, она может внезапно исчезнуть или появиться. Это зависит от среды, в которой он находится. Например, в организме человека он находится в одном состоянии, но если его изолировать и выращивать в лаборатории, то он меняется в результате определенных мутаций», - рассказывает ведущий автор исследования профессор Фред Дитрих (Fred Dietrich) из Университета Дьюка.

«Удивительная устойчивость Cryptococcus neoformans к разным видам воздействия, к любому стрессу объясняется, по-видимому, каким-то особенным пластичным метаболизмом», - предполагает один из авторов исследования доктор Жамбон из Института Пастера (Франция).

Статья с описанием работы по расшифровке генома грибка Cryptococcus neoformans опубликована в последнем номере журнала PLOS Genetics.

Семья блогеров Чекалиных разводится