18 апреля ‘24, Четверг

Трансплантация нейронов «из пробирки» может вылечить болезнь Паркинсона

Биоинженерам из Института стволовых клеток Гарвардского университета удалось существенно продвинуться в разработке методов лечения болезни Паркинсона.

Авторы получили из клеток кожи обезьяны с болезнью Паркинсона индуцированные плюрипотентные стволовые клетки, а потом вырастили из них нейроны, выделяющие дофамин, которые как раз и разрушаются при этом заболевании. Затем эти нейроны впервые удалось вживить в головной мозг животного, где они прижились и прекрасно заработали. Симптомы болезни у обезьяны после трансплантации таких нейронов исчезли.

По словам авторов, они надеются, что в ближайшем будущем смогут приступить к первой стадии клинических испытаний данного метода. Правда, это может произойти не раньше, чем через три года.

Болезнь Паркинсона - тяжелое нейродегенеративное заболевание. Оно возникает из-за разрушения в мозге нервных клеток, синтезирующих дофамин. Дофамин - это важнейший нейромедиатор, то есть, посредник в передаче нервного импульса с нейрона на нейрон. Основные симптомы паркинсонизма – затруднение движений, нарушение координации, ригидность мышц, тремор, психические расстройства, нарушение когнитивных функций. В настоящее время терапия способна лишь уменьшить симптомы болезни. Это делается с помощью лекарственных препаратов.

В 2011 году биоинженерам из Института Сан-Рафаэль (Италия) впервые удалось получить «в пробирке» из клеток кожи человека нейроны, выделяющие дофамин. Тогда авторы использовали прямое перепрограммирование, минуя стадию стволовых клеток. Ученые надеялись, что в будущем выращивание таких нейронов из кожи пациентов с болезнью Паркинсона, а затем их имплантация в головной мозг станет одним из методов лечения этого заболевания.

В нынешнем исследовании доктор Оле Исаксон (Ole Isacson) и его коллеги использовали фибробласты - клетки кожи обезьяны с болезнью Паркинсона. Над постановкой эксперимента ученые работали больше 15-ти лет. Вначале они превратили фибробласты в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки, которые обладают способностью превращаться практически в любые клетки и ткани. Затем обработали их определенными белками – факторами роста, превратив их в нейроны, выделяющие дофамин.

Следующей стадией эксперимента стала трансплантация этих нейронов в мозг обезьяны.

Через два года после имплантации, как выяснили ученые, эти клетки продолжали работать, а у животного заметно снизились симптомы болезни Паркинсона.

Причем, как добавляют авторы, обезьяна не получала иммуносупрессивную терапию, поскольку трансплантированы были родственные ей клетки, полученные из ее собственных фибробластов.

«Впервые нам удалось провести подобный эксперимент с трансплантацией нейронов, выделяющих дофамин, полученных из фибробластов. И впервые такая трансплантация привела к успеху – симптомы болезни Паркинсона у животного исчезли. Обезьяна передвигалась по вольеру точно так же и с такой же ловкостью, как здоровые животные», - говорит Исаксон.

По словам ученых, сейчас они работают над созданием протокола, чтобы преступить к первой стадии клинических испытаний данного метода. Правда, такая подготовка займет много времени: испытания должны начаться не раньше, чем через три года.

Статья Оле Исаксона и его коллег опубликована в последнем выпуске журнала Cell Stem Cell.

Эстония в мае начнет закрывать на ночь погранпереход на границе с Россией