24 апреля ‘24, Среда

Вирус защищает от диабета

Медики из нескольких университетов Финляндии, Эстонии, Медицинской школы Гарвардского университета и Вашингтонского университета провели исследование, которое показало, что развитие сахарного диабета 1 типа может быть связано с вирусами, обитающими в кишечнике.

Представители семейства Цирковирусов могут защищать от болезни. А вот бактериофаги (вирусы, поедающие бактерии), которые атакуют полезных представителей семейства Бактериодов, наоборот, повышают риск развития заболевания.

Сахарный диабет 1 типа – тяжелое заболевание, при котором клетки поджелудочной железы перестают синтезировать гормон инсулин (он контролирует уровень сахара в крови). От этого серьезно страдают многие органы и системы организма. Сахарный диабет 1 типа -  аутоиммунное заболевание, когда собственный иммунитет человека набрасывается не на чужеродные бактерии и вирусы, вторгшиеся в организм, а на собственные здоровые клетки – клетки поджелудочной железы. Из-за повреждения этих клеток больные вынуждены всю жизнь находиться на инсулинотерапии.

Болезнь может проявиться в любом возрасте, но все же чаще она возникает у детей, подростков и молодых людей до 30-ти лет.

Существует несколько гипотез причин возникновения сахарного диабета 1 типа – это может быть генетический фактор, высказывались предположения и о возможности развития болезни из-за инфицирования вирусами.

Неожиданную гипотезу предложили авторы нынешнего исследования.

Они изучали виром (сообщество вирусов), обитающих в желудочно-кишечном тракте здоровых детей и детей с сахарным диабетом 1 типа, но все они генетически были предрасположены к развитию болезни.

В исследовании приняли участие 22 ребенка в возрасте от нуля до трех лет.

А когда ученые определили состав вирусов, обитающих в их кишечнике, то обнаружилась неожиданная закономерность. У пяти из 11-ти детей, у которых антитела, разрушающие клетки поджелудочной железы, не стали формироваться, были найдены представители семейства Цирковирусов.

«Представители семейства этих вирусов никогда не считались патогенными для людей. Сейчас наше исследование показывает, что они могут в какой-то степени защищать организм от развития сахарного диабета 1 типа», - говорит один из авторов исследования Гоянь Чжао (Guoyan Zhao).

А вот другие вирусы, по словам авторов, – бактериофаги (они инфицируют бактерии), атакующие такую распространенную группу полезных бактерий как Бактериоиды, наоборот, аутоиммунные процессы могут провоцировать и создавать условия для развития сахарного диабета 1 типа.

Как признаются сами авторы, это пока лишь очень предварительные результаты. В ближайшее время они планируют выяснить, как именно Цирковирусы взаимодействуют с иммунной системой организма, то есть, какой механизм лежит в основе их защитного действия.

«Затем мы хотим повторить исследование на более обширной группе детей. И мы очень надеемся, что наша работа когда-нибудь приведет к созданию методов, которые смогут предотвратить развитие сахарного диабета 1 типа. Это тяжелое заболевание. И пока неизвестно, как можно его предотвратить. Но Цирковирусы очень мало изученная группа, и возможно именно они смогут нам помочь», - говорит ведущий автор исследования Герберт Вирджин (Herbert W. Virgin) из Медицинской школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе.

О результатах своей работы авторы сообщают в свежем выпуске журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Минэкономики допускает курс 107 рублей за доллар в 2025 году