19 апреля ‘24, Пятница

Эксперты NASA определили горящие точки XXI века

Анализ пожаров за минувшие 1100 лет, а также оценка множества других параметров позволила ученым NASA указать, какие регионы погорят чаще и сильнее всего в ближайшие сто лет.

Пожары со времен образования нашей планеты были обычным и частым явлением. Специалисты NASA доктор Ольга Печони (Olga Pechony) и доктор Дрю Шинделл (Drew Shindell) выяснили типичные причины возникновения пожаров, которые жгли леса с 900 года до наших дней, и составили пожарный прогноз на будущее до 2100 года.

В распоряжении ученых имелись данные ископаемого древесного угля, с помощью которых они определи интенсивность и частоту пожаров, а также данные по количеству осадков и температуре. За современным распространением огня Печони и Шинделл следили при помощи космических снимков, полученных со спутника Terra визуализирующим спектрорадиометром среднего разрешения (MODIS).

Что разжигает огонь

Авторы исследования выделяют несколько этапов, которые связаны с разными причинами возникновения пожаров с X века до начала XXI века. «Первый этап – доиндустриальный, он закончился в конце XVIII века. Наше исследование показывает, что в это время количество пожаров определяли особенности климата. Причем, скорее количество осадков, чем температура. Например, в конце XV века в северном полушарии преобладал холодный и сухой климат – и это вызвало вспышку пожаров. А на рубеже XVII-XVIII веков с наступлением холодного, но влажного периода активность пожаров снизилась», -- поясняют авторы.

Как утверждают ученые, с началом индустриальной эпохи, когда численность населения заметно выросла, поменялись и причины возникновения пожаров. «Количество ископаемых углей, свидетельствующих о пожарах, резко возрастает в начале XIX века. Причина -- рост численности населения, вырубка лесов и освоение новых сельскозяйственных земель. Основной метод, с помощью которого происходило освоение новых земель, – сжигание растительности. В этот период пожары происходят уже по вине людей, климат на этом этапе не играл ведущей роли», -- считают ученые.

Пожары будущего

В начале XXI века, по мнению авторов работы, причины пожаров снова стали определять особенности климата -- увеличение температуры воздуха и (в определенных регионах) снижение количества осадков. В будущем роль климатических факторов еще усилится. К 2100 году, по мнению Печони и Шинделла, активность пожаров увеличится на 5%, но и региональные отличия станут существеннее. Модель предсказывает рост числа пожаров в Индии, Австралии, Центральной Азии и Сибири, Южной Европе и Южной Африке. А вот в северной Европе, экваториальной Африке и Южной Америке благодаря увеличению количества осадков пожары поутихнут.

Благоприятный прогноз относительно будущих засух для России и стран Северной Европы делают и другие авторы.

Статья доктора Печони и Шинделла Driving Forses of global wildfires over the past millennium and the fotrhcoming century опубликована в последнем номере журнала PNAS.