24 апреля ‘24, Среда

Палеонтологи, возможно, нашли предка многоклеточных животных

Ископаемые, которые считались эмбрионами древних организмов, оказались на самом деле представителями простейших и, возможно, предками первых многоклеточных животных.

Загадочные эмбрионы

Около десяти лет назад в научном мире возникли споры вокруг странной находки. В формации Доушаньтоу в южном Китае ученые обнаружили загадочные ископаемые, возраст которых составлял около 570 миллионов лет. Это были микроскопические шарообразные образования, состоящие из разного числа клеток: 1,2,4,8,16,32,64 и так далее до сотен и даже тысяч. Вначале палеонтологи решили, что это ископаемые водоросли. А в 1998 году китайским ученым из Пекинского университета вместе с коллегами из Гарвардского университета, казалось бы, удалось доказать, что эти загадочные шары – окаменелые эмбрионы первых макроскопических животных – так называемых вендских организмов.

Опровержение гипотезы

Похоже, группе ученых из Швеции, Великобритании, Китая и Швейцарии под руководством профессора Стефана Бенгтсона (Stefan Bengtson) из Шведского музея естествознания в Стокгольме удалось опровергнуть эту точку зрения и снова разжечь интерес к проблеме. Вывод, который сделали ученые на основе изучения 450 ископаемых шарообразных останков из отложений Доушаньтоу при помощи компьютерной томографии, звучит еще более интригующе. Авторы пришли к выводу, что это вовсе не эмбрионы животных, а, скорее всего, ближайшие родственники группы Mesomycetosoea – простейших паразитарных организмов, которые существуют и сейчас и поражают рыб и ракообразных. О выводах, которые сделали ученые, корреспонденту Infox рассказал профессор Бенгтсон.

Сохранившиеся ядра

Чтобы рассмотреть крошечные шарообразные образования, диаметр которых не превышает 0,5 мм, ученые использовали компьютерную томографию через рентгеновское излучение. Этот метод позволил им не только рассмотреть их внешнее и внутреннее строение в деталях, но и сохранить целостность образцов. «Ископаемые, состояли из внешней оболочки и внутренней, а внутри видны клетки. В некоторых образцах мы обнаружили клетки с сохранившимися ядрами. А в одном образце фоссилизация произошла в момент деления – структура ядра как раз говорила об этом – образец состоял из двух удлиненных и одного веретенообразного ядра», - рассказывает Бенгтсон.

Строительство колонии

По словам ученого, они пришли к выводу, что деление клеток в этих ископаемых происходит совсем не так, как это характерно для животных. «Вначале этот процесс происходит аналогично. Но потом, если у животных происходит дифференциация клеток, и формируются разные ткани, то у наших ископаемых этого не происходило. Они просто делились на подобные клетки. Очень похоже это происходит у группы простейших организмов Mesomycetozoea», - рассказывает Бенгтсон. Вначале это шарообразное существо, состоящее из одной клетки, увеличивалось в размерах. Потом там формировалась колония из множества мелких клеток, окруженная оболочкой. Затем эта оболочка разрушалась, клетки покидали свою материнскую колонию и начинали строить свою собственную.

Теперь перед палеонтологами стоит задача более точно определить, к какой группе принадлежат эти ископаемые, и как в подробностях происходило их развитие.

Статья профессора Бенгтсона и его коллег опубликована в журнале Science.

Баранина в России за год подорожала на 30–40%