19 апреля ‘24, Пятница

Палеонтологи нашли самое древнее гнездо динозавров

В отложениях триасового и юрского периодов палеонтологи нашли десять гнезд прозауроподов, в которых прекрасно сохранились яйца и останки уже вылупившихся детенышей.

Группа ученых под руководством доктора Роберта Райша (Robert Reisz) из Университета Торонто обнаружила на территории ЮАР десять самых древних на сегодняшний день гнезд предков гигантских травоядных динозавров – прозауроподов рода Massospondylus. В каждом из десяти гнезд находилось от 30 до 34 яиц. Возраст находки составил 190 миллионов лет, она примерно на 100 миллионов лет старше самой древней найденной до сих пор кладки динозавров.

Место гнездования

«Этот исследовательский проект начался еще в 2005 году и продолжает радовать нас все новыми открытиями. Там были обнаружены и самые древние яйца динозавров», - рассказывает Брюс Рабидж, директор национального парка «Плоскогорье Золотые ворота», где и были найдены кладки.

По словам авторов, расположение кладок говорит о том, что возможно, это место было постоянным гнездовьем динозавров - целые группы возвращались туда, чтобы отложить яйца. Размеры самок проузароподов достигали шести метров в длину, а яйца, которые они откладывали, были совсем небольшими – всего шесть-семь сантиметров в диаметре. По всей видимости, матери довольно долго заботились об уже вылупившихся детенышах – об этом говорят останки маленьких динозавров разного возраста и разных размеров, расположенные рядом с останками взрослых самок.

«Хотя и находки ископаемых останков динозавров – далеко не редкость, у нас, на самом деле, очень мало информации об их репродуктивной биологии. Эта поразительная находка позволяет нам впервые взглянуть на то, как динозавры откладывали яйца», - говорит соавтор исследования Дайвид Эванс (David Evans) из Университета Торонто.

По словам Райша, в пластах триасового и юрского периодов, где они и проводили раскопки, возможно, находится еще множество подобных гнезд. «Все находки были извлечены из пласта пород вертикального среза всего 25 метров длиной. И мы обнаружили там десять гнезд. Поэтому, вполне вероятно, нас ожидает еще больше находок в других срезах», - говорит Райш.

Статья доктора Райша и его коллег опубликована в последнем номере журнала PNAS.