Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:59
Москва
20 апреля ‘24, Суббота

Эксперты: москвичей снова заставили дышать химическими отходами

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

На сайте "Московский монитор" опубликована статья, посвященная противогололедным материалам (реагентам), которые использовались этой зимой в Москве. По данным издания, в результате двух конкурсов в 2011 году Москве были закуплены реагенты, которые производятся на «Уральском заводе противогололедных материалов» (УЗМП). Использовать реагенты этого же завода в 2007 году Московская городская Дума не разрешила, поскольку они не прошли необходимые исследования. А этой зимой препарат УЗПМ, представляющий собой смесь каменной соли с мраморной крошкой (раньше использовался для этих целей щебень) и добавкой формиата натрия, активно использовался в Москве. По мнению издания, этот препарат был закуплен по сильно завышенной цене, к тому же он содержит большое количество пыли и нерастворимых осадков – на улицах Москвы снова появилось большое количество грязной соли – ее количество возросло в три раза, а общее количество используемого реагента возросло в семь раз. По версии «Московского монитора», для производства препарата использовались отходы с отвалов Соликамского магниевого завода.

В марте 2004 году губернатор Пермской области Юрий Петрович Трутнев был назначен министром природных ресурсов Российской Федерации. А в документе «ИТОГИ социально-экономического развития г. Соликамска за 2005 год», размещенном на официальном сайте соликамской мэрии, говорилось: «В ОАО «СМЗ» активно проводилась работа по увеличению объемов утилизации отходов, ранее размещенных в природной среде: с полигона в 2005 году было утилизировано 159574,1 тонн отходов» («СМЗ» - Соликамский магниевый завод).

Отходы на полигонах магниевых заводов в Пермском крае начали накапливаться с середины 30-х годов. Владельцы предприятия решили избавиться от них и продавать под видом противогололедных материалов (ПГМ, используется также термин «реагенты» − ПГР). Так появилась компания ООО «Экологические технологии Прикамья» (ЭТП) с реагентом «СБГ» − Средство борьбы с гололедом. Этот реагент представлял собой размолотый осадок электролита с полигонов магниевых заводов, до 70% которого может составлять хлористый калий. Свойства этого осадка таковы, что он оказывается загрязненным сопутствующими примесями природного происхождения и образованными в процессе электролиза.

От СБГ отказались во всех городах, так как он плохо плавил лед (хлористый калий бесполезен как противогололедное средство), вызывал аллергию у персонала и содержал много грязи. Производители улучшили характеристики СБГ путем добавления к нему каменной соли, чтобы он хотя бы работал как противогололедный материал. И в сезоне 2006 -2007 гг., по информации "Центра изучения региональных проблем", при поддержке Юрия Трутнева материал был допущен на московский рынок под маркой «СБГ – 1».

Результаты использования СБГ в Москве оказались настолько отрицательными, что он не только был исключен из списка разрешенных к применению ПГМ, но комиссия под руководством вице-мэра Петра Бирюкова арестовала остатки его запасов. После применения СБГ на дорогах образовывалась черная, жирная несмываемая грязь.

Но отвалы магниевых заводов перерабатывались и продолжают перерабатываться в ПГМ. В 2007 году «Экологические технологии Прикамья» передали эстафету производства реагентов «Уральскому заводу противогололедных материалов» (УЗПМ). Новый старый производитель вышел на рынок с ПГМ под названием «Экосол». Продукт представлял собой механическую смесь грязной карьерной соли с хлористым кальцием, «зараженную продуктами химической обработки» (Коммерсантъ, «Юрия Лужкова толкают на скользкий путь», 17.11.2007). То есть сколько-то в этом реагенте было и отходов из отвалов магниевых заводов. Но пропихнуть «Экосол» на самый крупный в стране московский рынок не удалось, потому что городская Дума тогда еще сохраняла остатки собственного мнения. В декабре 2007 года депутат Мосгордумы, председатель комиссии по экологической политике Вера Степаненко заявила: «Экосол» никогда не применялся в Москве и применяться не будет, потому что он не прошел исследования». (RBC-daily, 10 декабря 2007 г.) В 2000-е годы в городе пришли к тому же способу борьбы с гололедом, который используется во всем мире, – с помощью хлоридов натрия и кальция. Но в сентябре 2010 года мэр Москвы Юрий Лужков был отправлен в отставку, а главой столицы назначен Сергей Собянин, который уже 10 ноября – через три недели после своего назначения − принял на работу в качестве главы Департамента природопользования и охраны окружающий среды» (ДПиООС) Антона Кульбачевского, начальника Департамента Росприроднадзора по ЦФО, то есть непосредственного подчиненного Трутнева (а Кульбачевский принял на работу Даниила Суханова, разыскиваемого ныне полицией, как расхитителя бюджетных средств). С этого момента, как отмечает "Московский монитор", настал «звездный час» для поставок «Уральского завода противогололедных материалов» на московские дороги.

На двух конкурсах − в апреле и сентябре 2011 года − Москва закупила реагентов производства УЗПМ примерно на 3 млрд рублей (причем в апреле все три фирмы-поставщика представили на конкурс фальшивые гарантии, что по Уголовному кодексу есть мошенничество). Реагенты были закуплены сразу на два года, плюс было решено снова, впервые после 2005 года, засыпать пешеходные зоны уральским реагентом КР3тв. (входит в линейку шлакопродуктов «Бионорд»), представляющим собой смесь каменной соли с мраморной крошкой и символической добавкой формиата натрия. Стоимость этой смеси специалисты оценивают не более 5,4 тыс. рублей за тонну, но московский бюджет щедро заплатил за тонну реагента 18,6 тыс. рублей. КР3тв. может содержать до 5% пыли и нерастворимых осадков, при том в технической каменной соли (галите) допускается на более 2,0%. Нетрудно догадаться, откуда в реагенте взялось столько грязи – из тех же соликамских отвалов. Общее количество грязной соли на улицах Москвы возросло в три раза, а на пешеходные зоны стали сыпать в 7 раз больше солей, чем раньше, причем дворники реагента не жалеют, «разбрасывая его ведрами».

Вредные отходы с соликамских полигонов все-таки пришли на московские улицы. В морозы реагенты производства УЗПМ лед не плавят, поэтому в эти дни количество ДТП в столице возрастает в два раза. На обуви пешеходов снова стали появляться белесые разводы, а собаки скулят от боли, наступая на снег. Из-под колес автомобилей вредная грязь попадает в воздух, которым дышат москвичи, так что через год-два можно ожидать резкого увеличения заболеваний дыхательных путей у жителей города, приходит к выводу "Московский монитор".

Реклама