Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

20:18
Москва
19 апреля ‘24, Пятница

Фестиваль с гергиевским размахом

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

С 21 мая по 19 июля в Петербурге пройдет XVII музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» -- главное событие не только мариинского, но и городского музыкального сезона. На открытии фестиваля Валерий Гергиев представит «Симфонию тысячи участников» Малера, а балетную программу в тот же день откроет премьерный спектакль в постановке Алексея Ратманского «Конек-Горбунок» на музыку Родиона Щедрина.

По-гергиевски плотный и насыщенный график фестиваля можно мысленно разделить на крупные блоки, составляющие если не концепцию, то лицо «Звезд белых ночей». Во-первых, крупный вагнеровский сектор с Рене Папе и Брином Терфелем, с «Кольцом Нибелунга» в новой редакции. Во-вторых, вокальная афиша с набором отечественных звезд мирового ранга, близких Мариинскому театру (Анна Нетребко, Мария Гулегина, Сергей Лейферкус, Дмитрий Хворостовский). В-третьих, балетная программа, в которой есть возобновление спектакля «Шурале» Леонида Якобсона (1950) и выступление Национального балета Испании. Новинками это все, как и оперу «Красная линия» финского классика Аулиса Салинена (1978), не назовешь. Что несколько смущает. Ведь за 16 лет истории фестиваля основу его репутации составляла не только харизма худрука, но и способность открывать местной публике яркие, незатертые на Мариинской сцене имена и произведения.

Посвящение Бетховену

Но вот оркестровая программа «Звезд белых ночей» --  по-настоящему мощная, с бетховенским циклом в сердцевине и гастролями Оркестра Мюнхенской филармонии -- на вершине фестивального списка громких имен. Крупные монографические спецпрограммы, аналогичные нынешней бетховенской, готовятся к каждому фестивалю: юбилейный шостаковичевский марафон в 2006-м, все симфонии Малера в 2007-м, все симфонии Сибелиуса в прошлом году. На нынешнем фестивале за фортепианные концерты Бетховена отвечает Туган Сохиев, а девять симфоний поделят Джанандреа Нозеда, Валерий Гергиев и Пааво Ярви. Ярви, представитель крупной дирижерской династии и ученик Леонарда Бернстайна, обладатель «Грэмми» и руководитель Симфонического оркестра Цинциннати умеет нащупывать в своем дирижировании баланс между врожденной нордической сдержанностью и потребностью интуитивно переосмыслять партитуры. За последние три года Ярви гастролировал с полным бетховенским симфоническим циклом по миру, а также записал самые современные его интерпретации. Правда, его конек – «Героическая симфония» -- прозвучит у Валерия Гергиева. Но от Второй, Четвертой, Седьмой и Восьмой симфоний, которые будут сыграны Ярви в два приема, можно ожидать как минимум неординарной интеллектуальной энергии и разумного расходования энергии кинетической.

Подарки «Белых ночей»

Оркестр Мюнхенской филармонии под управлением Кристиана Тилемана приезжает в Россию впервые. Дебютирует он на сцене Мариинки-3 «Рейнской» симфонией Шумана, Фортепианным концертом Эдварда Грига и Восьмой симфонией Брукнера. Семнадцать лет, вплоть до смерти в 1996 году, этим оркестром руководил выдающийся дирижер нашего времени Серджиу Челибидаке, чьи легендарные выступления буквально меняли жизнь его слушателей. До трансцендентальных откровений под руководством Тилемана, скорее всего, не дойдет, но услышать знаменитый оркестр с лучшим дирижером Германии – возможность уникальная. Тем более что с другими новыми именами на нынешнем фестивале негусто.

Как отдельный и очень амбициозный проект можно выделить концертное исполнение оперы Гектора Берлиоза «Троянцы», шестичасового гиганта, который разделят на два вечера. «Троянцы», не имевшие успеха при жизни композитора, сегодня в Европе являются относительной оперной редкостью – в последний раз произведение ставили к двухсотлетию Берлиоза в 2003 году. К свежим вещам в репертуаре оркестра Мариинки можно отнести «Русалку» Антонина Дворжака и «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока – в европейском масштабе это вещи конвенциональные, но для российского слушателя относительно новые. К тому же творческая непредсказуемость художественного руководителя крупнейшего фестиваля Мариинского театра искупает и возможную спешку в подготовке свежих номеров, и отсутствие множества громких премьер.

 

Реклама