Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:42
Москва
29 марта ‘24, Пятница

Перемещенная пустота

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В московском центре современного искусства М'АРС открылась выставка Transfer художников из России, Молдавии и Италии. Понятие, заимствованное из сферы бизнеса и финансов, если что-то и проясняет, то, пожалуй, только для самих организаторов -- российско-итальянской четы кураторов Антонио Джеуза и Евгении Кикодзе. Однако особых претензий к экспозиции нет: в разгар мертвого выставочного сезона зритель будет рад любому артистическому аттракциону.

Как подделать паспорт

Такой аттракцион встречает посетителя М'АРС уже при входе. Фанерный щит-трафарет, которым обычно пользовались пляжные фотографы, заготовлен художником из Молдавии Марком Верланом, вероятно, для тех, кто хочет приобщиться к неким смыслам выставки. Им же заготовлены географические карты -- настолько же абсурдные, насколько и смешные, напоминающие ту наигранную топографическую шизофрению, которой в начале своего творчества увлекался ныне знаменитый бельгиец Вим Дельвуа. Ориентироваться по ним в путешествиях невозможно, но досуг они скрасят. Перформанс соотечественника Верлана Павла Браила, показывающего, как подделать молдавский паспорт под аналогичный документ Евросоюза (надо лишь с помощью трафарета навести на синюю обложку желтые звездочки), подтверждает догадку зрителя: художники явно готовятся к незаконному выезду на Запад.   

Между тем кураторы настойчиво убеждают, что «концепция выставки напрямую не связана с географией, для устроителей выставки важен формальный, пластический аспект такого явления, как трансфер». Верится в это с трудом. Но допустим, что трансфер действительно пластический. То есть что некие изобразительные формы имеют широкое хождение в мировом художественном сообществе как своего рода универсальная валюта. Надо сказать, что и здесь не обошлось без озорных подделок. Светлана Шувалова с помощью маркеров заштриховала в клетку кухонные клеенки. Получилось нечто вроде геометрических абстракций. Сама автор никак не смогла прокомментировать свои опусы. Есть подозрения, что молодая художница, еще студентка вуза, не сама дошла до такого формального хода. Вероятно, кто-то из кураторов познакомил ее с давней статьей Розалинды Краусс «Решетка», посвященной этому расхожему в искусстве модернизма мотиву. Так или иначе новоявленную абстракционистку, вероятно, покровительственно и с понимающей улыбкой примут в тех странах, где традиционно почитают ортогональную живопись, к примеру в Нидерландах или Германии.

Памятник III Интернационалу

Пожалуй, самый оригинальный вид трансфера демонстрирует итальянец Итало Дзуффи. По его убеждению, привезенные им из Милана бетонные блоки и плиты вытеснят такую же кубатуру московского воздуха, который и переместится обратно в Италию. Впрочем, у перекачивающего пустоту тоже имеются предшественники -- скажем, французские и итальянские неодадаисты 1960-х годов. А вот Франческо Финицио почти что натурализовался в России. Его деревянная ажурная башня выглядит как омаж модели «Памятника III Интернационалу» Татлина, а снующие у основания этой конструкции морские свинки – как воспоминания о давнишнем «Анималистическом проекте» Олега Кулика. Не случайно кураторы предупреждали, что на выставке «смешение происходит абсолютно формально, чистым трансфером, то есть наложением друг на друга, что, конечно, порождает очень забавные архаично-модернистские симбиозы». И этому веришь безоговорочно.

В центре Воронежа ищут сбежавшего из ветклиники дикого енота
Реклама