Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:43
Москва
19 апреля ‘24, Пятница

Страшный ангел прилетел

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В прокат выходит «Легион», фильм, навеянный экранной трэш-эстетикой 80-х. Интриговавший проект оказался скучным христианским триллером про конец света.

Накануне Рождества в придорожной закусочной с художественно-юмористическим названием «Райская бездна», куда обычно если кто и заглядывает, то только сбившись с дороги, случается внеплановый приток гостей. Наиболее беспокойным клиентом неожиданно оказывается дряхлая бабушка, которая сначала заказывает стейк с кровью, потом хрипит, что сегодня все умрут, прокусывает горло подвернувшемуся мужчине, ползает по потолку и наконец утихомиривается, не с первой попытки расстрелянная персоналом и посетителями. Во рту у бабушки обнаруживаются маленькие и острые акульи зубки, небеса темнеют, телевизор и телефон молчат. В общем, когда возле кафе материализуется стильно одетый господин с двумя набитым оружием сумками и, назвавшись архангелом Михаилом (Пол Беттани), сообщает, что грядет конец света, никто уже особенно не удивляется. Равно как и доводы беременной разносчицы, что она «простая официантка, даже машины нет», легко расшибаются об уверенность Михаила, что девушка вынашивает Мессию, благодаря которому человечество имеет шансы выжить.

Фразу «в прошлый раз Бог ниспослал потоп», с которой архангел приступает к разъяснению сути дела, позволительно истолковывать как в библейском, так и в профильном кинематографическом аспекте. По крайней мере, массовому зрителю, посещающему кинотеатры с намерениями скорее светскими, чем духовными, это может показаться отсылкой к блокбастеру Роланда Эммериха «2012», который с новой картиной роднит востребованная тема конца света. Приходит на ум и недавний христианский вестерн «Книга Илая», где конец света уже случился, но и после него герои придерживаются мнения, что доходчивость религиозной агитации напрямую зависит от калибра используемого оружия.

Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами

Позволить себе апокалипсический банкет в духе Эммериха, где измельчались бы в гусиный паштет континенты, режиссер-дебютант Скотт Стюарт, ранее занимавшийся спецэффектами, наверняка бы и рад, но сдерживает скромный по голливудским меркам бюджет. Таким образом, наиболее ярким зрелищным переживанием в картине является упомянутая бабушка, которая, впрочем, достаточно обстоятельно представлена уже в трейлере. Кроме того, имеется облако из популярных в современном кино мух, которое гуще, чем в «Грузе 200», но жиже, чем, скажем, в «Константине». Плюс булькающие нарывы на еще живом теле самого невезучего персонажа, которые, если подойти поближе, плюются раскаленным гноем. Плюс сцена поединка архангела Михаила с архангелом Гавриилом, где дается понять, что с помощью восточных единоборств противостоять огнестрельному оружию, в принципе, реально, но для этого неплохо бы иметь пуленепробиваемые и заточенные по контуру крылья. На этом, пожалуй, все.

Схватка Гавриила, командированного на Землю Богом уничтожить оскотинившееся местное население, и переметнувшегося на сторону аборигенов Михаила имеет под собой теологическую основу. Но очевидно, что полемический задор -- не самый сильный конек как архангелов, так и суфлирующего им сценариста и режиссера Скотта Стюарта. Придерживаясь, однако, мнения, что если речевые навыки слабы, то их следует развивать, в середине худо-бедно разгоняющегося фильма постановщик вдруг резко дает по газам. Разбивает персонажей по парам и, словно в порядке подневольного психологического тренинга, вынуждает их изливать друг другу душу и слезы, фиксируемые камерой во всех возможных ракурсах. У того же Эммериха герои обычно тоже находят повод вспомнить старушку-мать да и пригорюниться, но делают это наскоро, в паузе между пожаром и наводнением, позволяя аудитории перевести дух, но не испустить его. У Скотта Стюарта под разговоры концептуально выделен 20-минутный блок, и если предположить, что ожидание конца света должно повергать нас не столько в ужас, сколько в уныние, то вот это вот оно самое и есть.

Имя им легион

Художественная и бюджетная бедность в случае с «Легионом», как оно нередко бывает, соседствует с любовью. Авторы картины вдохновляются не сиюминутными явлениями, вроде «2012» или «Книги Илая», но выдержанной кинематографической классикой -- боевиками категории «B» 10-20-30-летней давности, перечень которых впору пускать вместо титров, на манер списка использованной литературы в диссертациях. На голубом глазу позаимствовав сюжетный расклад из первого «Терминатора», в дальнейшем Скотт Стюарт шинкует в один тазик «Ночь живых мертвецов», «Нападение на участок № 13», «Горец» и прочее -- имя им легион. Подобная верность трэш-канонам (способная, в общем, найти сентиментальный отклик у немалого числа кинозрителей) -- самое, наверное, симпатичное, что есть в картине. Но постановщик подходит к делу без гусарской лихости, свойственной, скажем, «Судному дню» Нила Маршалла, построенному по похожему постмодернистскому принципу. Да и Карпентер или Ромеро скорее сами себе отъели бы что-нибудь, чем позволили бы персонажам застывать на полушаге и пускаться вдруг в копеечный психоанализ, когда нужно прыгать, рвать и метать. Посему, если задаться вдруг умозрительным желанием реализовать ностальгические аппетиты, то идти за этим по морозу на «Легион» не обязательно -- довольно будет и надомного просмотра «В осаде» на VHS.

Реклама