Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:27
Москва
16 апреля ‘24, Вторник

Как стать супергероем

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В прокат выходит «Пипец» от режиссера «Золотой пыли» Мэттью Вона. Это бодрая смесь молодежной комедии и комикса, где как никогда уместны не только насилие и ненормативная лексика, но даже Николас Кейдж.

Те редкие явления в унылой жизни старшеклассника Дэйва Лизевски, которые могли бы сойти за неординарные, не дают герою повода что-то возомнить о себе, поскольку немедленно получают самые банальные объяснения. Если симпатичная одноклассница приветственно машет Дэйву, то у него за спиной непременно оказывается ее лучшая подруга. Если мать неожиданно умирает за завтраком, то выясняется, что это не Дэйв убил ее взглядом или вдохновенными рассуждениями про хлопья, а аневризм. В мастурбации во время урока на немолодую, но статную преподавательницу литературы, положим, есть что-то героическое, но эротический ритуал давно вошел у юноши в привычку.

Кроме того, таким досугом никого не удивишь в душноватом и дурно попахивающем мирке забубенных молодежных комедий, которой «Пипец» первые несколько минут убедительно притворяется. Но в какой-то момент Дэйв натягивает зелененький гидрокостюм, пронзительно убогий, как советские трико с коленками (в духе, скорее, Дуремара, чем имеющегося в виду Человека-Паука) и отправляется погулять по району в поисках несправедливости. Первый же подвиг приводит к закономерным последствиям. После выхода на злые улицы Дэйв попадет в больницу с ножевым ранением и многочисленными переломами. После второго он (с перебитыми нервными окончаниями, отвечающими за чувствительность к боли) прославится благодаря ролику на YouTube, в котором гопники будут бить героя, пока физически не устанут. На третьей акции, которой станет крестовый поход на «малину» к наркодилерам, лимит везения, отпускаемый дуракам и храбрецам, будет почти исчерпан, но на пороге появится 11-летняя девочка Убивашка в лиловом парике, с пистолетом и ножом-бабочкой.

Искусство компиляции

В музыке, как известно, семь нот и не слишком много стилей, на новые поступления рассчитывать не приходится, и сочинителям остается тасовать то, что есть, шуруя в тональностях, сводя оперу и хип-хоп, реанимируя диско или фанк и т. д. Та же ситуация в кинематографе, где чего ни хватишься, все было – выползет лисичка, протявкает: «Хаос правит миром», так ведь и за ней обнаружится культурологический шлейф ссылок и веяний, не менее обтрепанный и полысевший от постоянного виляния, чем лисичкин хвост.

Герой девяти из десяти молодежных комедий – закоренелый лузер, а программная особенность, скажем, картины «Хранители» заключается в том, что супергероям в латексе не чуждо ничто человеческое, в особенности одышка, если подниматься на верхние этажи без лифта или реактивного двигателя, вживленного в окрестностях селезенки. Автор оригинального комикса Kick-Ass Марк Миллар (знаком кинозрителю по экранизации Тимура Бекмамбетова «Особо опасен») и режиссер Мэттью Вон удачно скрещивают эти две тенденции. В дохляке-аутсайдере по прозвищу Пипец нет ничего сверхъестественного, кроме разве отчасти донкихотовской блаженности, если не сказать придури. Убивашка – самая обыкновенная супердевочка базовой сборки, которой, как Алисе Селезневой из «Лилового шара» или Матильде из «Леона», просто повезло с наставником. Начинающий злодей Красный Угар, как и положено моральным уродам периода становления, просто несчастный мальчик, которому влиятельный гангстер-папа не позволял играть с другими ребятами.

Перепев октавой выше

Как в свое время Тарантино использовал наработки Жана-Люка Годара и Серджо Леоне, так и Вон, автор удачного «Слоеного пирога», компромиссной «Золотой пыли» и продюсер Гая Риччи, подбирает все, что хорошо лежит в чужом кино. Режиссерские дарования едва ли сравнимы, да и постановщик «Пипца» (пусть будет так) перепевает уже перепетое, черпая вдохновение не в классике, но в и без того достаточно постмодернистских современных боевиках. Однако, нужно отдать ему должное, во всем стремится взять на октаву выше. Убивашка (юная актриса Хлоя Морец -- здесь объективно главная звезда) переступает этический болевой порог, на котором остановилась другая девочка с глазами волчицы из «Леона». Если она целится, то стреляет и не промахивается, если режет людей, то как хлеб (впрочем, снимать фильм «Класс» в намерения авторов не входило, и «Пипец», как и полагается удачной молодежной комедии, довольно смешное и очень энергичное кино). Если же Убивашка говорит, то почти исключительно матом, что при ее ритме жизни вполне естественно. Кстати, часть копий с фильмом выходит в прокат в причесанно художественном дубляже, а часть -- в привычно ненормативном переводе Гоблина, и это тот нечастый случай, когда стоит выбрать второй вариант.

Опять-таки, как и Тарантино, Вон обладает благим даром реанимировать выходящих в тираж артистов, не заставляя их вытворять в кадре что-нибудь несусветное, но предлагая роль, где наработанные ими творческие штампы окажутся точным попаданием в образ. Кто бы мог подумать, что слезно-собачий фирменный взгляд Николаса Кейджа создан для папаши, который из гуманных соображений будет стрелять в упор в свою маленькую дочку, а потом потихоньку сгорит заживо, превратившись в головешку. А вот поди ж ты, именно такого Кейджа, кажется, можно полюбить.

Реклама