Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:45
Москва
26 апреля ‘24, Пятница

Долгий поцелуй Парижской оперы

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Самая чувственная хореография современности встряхнула Москву. Для второй части московских гастролей Гранд опера в Большом театре французы выбрали «Парк» - спектакль, поставленный Анжеленом Прельжокажем еще в 1994-м.

Любимец

Албанец с румынскими корнями Анжелен Прельжокаж – самый признанный из современных хореографов. Французский городок Экс-ан-Прованс, в котором обосновалась его труппа, гордится им так же, как в свое время - родившимся там художником Полем Сезанном. Вот уже тридцать лет спектакли хореографа-провокатора раскалывают зал на сторонников и противников. Так было прошедшей осенью в Большом театре, где Прельжокаж поставил Creation-2010, так вышло и на премьере «Парка» в Париже. Однако за семнадцать лет своего существования «Парк» превратился в классику, так что его ярые противники могут больше не беспокоиться. Были такие и сегодня среди московской публики, кто, не дожидаясь окончания спектакля, демонстративно покидал зал, хотя трехчастный «Парк» идет полтора часа без антракта и смотрится на одном дыхании.

Репутацию яростного и поэтичного хореографа Прельжокаж стал завоевывать в России с середины 90-х, когда впервые начала приезжать его труппа с фрейдистскими переработками дягилевских балетов «Видение розы», «Свадебка», с радикальной версией «Ромео и Джульетты» и с «Весной священной», где на сцене Малого театра (и к ужасу его корифеев) Избранница танцевала обнаженной. Но для Прельжокажа, завороженного мистикой человеческих взаимоотношений, эпатаж никогда не был самоцелью. И чувственный «Парк» среди работ Прельжокажа занимает особое место – французы не даром показали этот рафинированный эксперимент после проверенных временем одноактных балетов.

Опасные связи

Самый чувственный спектакль современной хореографии оказался и самым французским по духу. В него генетически вошли вся французская любовная литература от «Опасных связей» Шадерло де Лакло до многослойных пьес Мариво, весь европейский кинематограф от поэтического реализма Жана Ренуара до мазохистских картин Луиса Бунюэля. Словом, все любовные мифы романской культуры разом.

Начинается и заканчивается этот балет так, будто перед нами открывают и закрывают страницы книги. Действием управляют Садовники в кожаных фартуках – они взращивают не цветы, а любовные пары. Прельжокаж обыгрывает образ цветка, один из самых балетных образов, не используя его в качестве аксессуара (на сцене лишь макеты деревьев регулярного французского сада, талантливо придуманные художником Тьерри Лепрустом). Четверка Садовников для балетных знатоков рифмуется и с квартетом кавалеров из «Спящей красавицы», претендующих на руку Авроры. Сюжетный ход «Спящей» укладывается в два слова – взросление героини, в «Парке» сюжет тот же – пробуждение чувства. Именно Амуры-Садовники погружают героиню «Парка» в эротический сон.

Три картины -- это три времени суток и три кордебалетных сцены: легкий утренний флирт и игра со стульями в лабиринтах парка; предзакатная охота ухажеров на скрывающихся в тени деревьев дам; женщины-лунатики, купающиеся в мужских объятиях под звездным небом. Парижанам все это удается с неотразимым шармом.

Ночной дуэт

Возобновленный специально для московских гастролей «Парк» не шел в Парижской опере с 2008 года, поэтому в Москве мы увидели новых исполнителей главных ролей. Дебюты состоялись у сходящей уже этуали Изабель Сьяровала и у первого танцовщика Флориана Маньене, которые составили бы идеальный дуэт. Но его, к сожалению, не было, поскольку дирекция не решилась устроить два дебюта в один вечер. Пару прекрасной Сьяровала, признанной королеве адажио, составил мощный увалень Карл Пакетт, обычно выходящий на сцену в ролях злодеев и крестьян. Другой вечер был отдан молодому поколению: агрессивно-сомнамбулическая Эмили Козетт вводила в спектакль красавца Маньене, ставшего безусловным открытием нынешних гастролей.

Однако нельзя не признать, что знаменитая сцена спектакля - ночной дуэт версальских любовников, который часто исполняется на концертах, - остается непревзойденной в исполнении звезд предыдущего поколения, Изабель Герен и Лоран Илер, для которых Прельжокаж и сочинял свой «Парк». Дуэт Герен и Илера знаменит головокружительно долгим для сцены поцелуем, вошедшим в балетную историю. Так что тем, кто не попал на нынешние гастроли, советуем обращаться к канонической записи «Парка» с этими первыми исполнителями хотя бы для того, чтобы не забыть истинные рецепты любовного искусства. Ну, а за жизнь спектакля беспокоиться не стоит: Лоран Илер стал теперь репетитором, и в этом новом качестве он, по-прежнему галантный и артистичный, присутствовал на нынешних гастролях.

Baza: В Балашихе спасли попавших в рабство граждан Белоруссии
Реклама