19 апреля ‘24, Пятница

Жизнь в семье спасает женщин от рака молочной железы

Одинокий образ жизни вызывает у привыкших жить в обществе постоянный стресс. Он изменяет обмен веществ в организме и вызывает нежелательную активность нескольких генов, что резко повышает вероятность и скорость развития рака, установили в университете Чикаго.

На исход болезни в сильной степени влияет не только лечение, но и среда, в которой находится пациент. Одиночный образ жизни ускоряет рост раковой опухоли. Ученые убедились в этом на мышах, но очевидно, что это распространяется и на людей.

Мыши – животные социальные, так же как и люди. Им комфортно живется группами, а одиночное существование для мыши неестественно. Сюзанн Конзен (Suzanne D. Conzen), доцент медицины Чикагского университета (University of Chicago), с коллегами посадила 20-дневных мышек в одиночные клетки (в этом возрасте мышей обычно отсаживают от родителей). Контрольную группу составили самки, жившие вместе.

Биологи работали не с обычными мышами, а с особой генетической линией, которую ранее вывели для моделирования рака груди у женщин. Самки этой линии генетически предрасположены к появлению злокачественных опухолей молочных желез.

Рак нападает на одиночек

Через определенное время у мышей появились опухоли молочных желез. Но когда ученые их измерили, оказалось, что у изолированных от общества животных опухоли в среднем в два раза больше, чем у живших вместе. «Я не ожидала, что на генетическую болезнь так сильно повлияют внешние условия», -- призналась Сюзанн Конзен.

Когда у мышей измерили уровень гормонов стресса – кортикостеронов, выяснилось, что у изолированных мышей он по сравнению с нормой повышен. Значит, при одиночном содержании животные находятся в состоянии хронического стресса. Но как показали исследователи, дело не только в этом.

Изоляция действует через гены

Биологи оценили экспрессию генов в ткани молочной железы одной и другой группы мышей. Оказалось, что у изолированных мышей даже при неразвитой опухоли железы в ткани увеличена экспрессия генов, кодирующих ключевые ферменты метаболизма. По этой причине у них нарушена регуляция синтеза липидов и гликолиза, что и способствует росту раковой опухоли.

Вместе взятые эти данные показывают, как сильно влияет изоляция у социальных животных на их способность сопротивляться раку. Кстати, о том же свидетельствуют и результаты социальных исследований: одинокий образ жизни увеличивает смертность от хронических болезней, а социальная поддержка одиноких пациентов значительно улучшает их состояние.

Ученые полагают, что их работа поможет найти новые молекулярные биомаркеры рака молочной железы, а также обозначить мишени для лекарственного воздействия. Задача будущих исследований – выяснить, можно ли повернуть вспять начавшиеся биохимические сдвиги и каким способом.

Статья о том, чем опасно одиночество, опубликована в журнале Cancer Prevention Research.