28 марта ‘24, Четверг

Миграции древних людей видны по ДНК домашних свиней

Китай утратил монополию на одомашнивание свиней. Генетики нашли еще четыре места, где люди превратили диких кабанов в сельскохозяйственных животных. А заодно уточнили пути миграции свиней и человека.

Молекулярно-генетические данные заставляют уточнить или пересмотреть многие представления о прошлом. Например, о месте и времени одомашнивания животных. Международная команда, в которую входят ученые из Китая, Великобритании, Швеции и США, опубликовала новую историю домашней свиньи.

Генетики проанализировали 48 образцов ДНК, взятых из ископаемых остатков свиньи. Возраст остатков -- от 3100 до 9000 лет, а собирали их в шести разных раскопах в бассейне реки Хуанхэ в Северном Китае. Доместикация – процесс постепенный, подчеркивают ученые, поэтому по внешнему виду костей лишь приблизительно можно сказать, дикое или уже одомашненное животное здесь умерло.

Для сравнения авторы работы взяли ДНК современных свиней от 151 домашнего и дикого животного, живущего в Центральном Китае. В их числе оказались 66 китайских свиных пород. Собранные данные удалось дополнить при помощи 1390 ДНК из генобанка (GenBank), так что в полную генетическую базу современных свиней вошел 1541 образец, представляющий 33 китайских провинции, а также 15 других стран Юго-Восточной Азии и тихоокеанского побережья.

Генетические маркеры диких и домашних

У всех современных свиней генетики изучили митохондриальную ДНК (мтДНК). Они выделили 288 гаплотипов (устойчивых комбинаций генов), из которых 117 найдено у диких свиней, 141 – у домашних, а 30 – и у тех, и у других. Из 48 ископаемых остатков для выделения мтДНК подошли 18 образцов, которые удалось сравнить с современными. На этих 18 мтДНК ученые выделили девять гаплотипов, из которых шесть содержались в мтДНК современных свиней.

Сравнив гаплогруппы, ученые построили молекулярно-генетическое дерево свиней. Судя по всему, по Азии распространялся дикий вид Sus scrofa. На острова он попал в плейстоцене, когда уровень океана понизился. А когда он снова поднялся, островные популяции стали развиваться изолированно.

Число центров увеличилось

Одомашнили свиней, как считалось на основании археологических и зоогеографических данных, в Китае. Молекулярно-генетическими методами ученые подтвердили возникновение первых одомашненных свиней в нескольких центрах Китая, но выявили еще четыре независимых района доместикации: один в Индии, два на полуострове Индокитай и один на Тайване.

Как говорят генетики, современные домашние свиньи -- прямые потомки животных, одомашненных еще восемь тысяч лет назад. Хотя в Китае живет много диких свиней, заново породниться с домашними они за эти тысячелетия не смогли.

Одомашнивание животных связано с переходом к оседлому образу жизни, оно же вызывает рост населения и культурную экспансию. Следовательно, распространяется на соседние популяции людей. Сценарии доместикации могут быть довольно сложными, подчеркивают ученые. Они надеются, что дальнейшие исследования позволят уточнить картину, которую они нарисовали в статье, опубликованной в свежем выпуске PNAS.