18 апреля ‘24, Четверг

Ген COMT-Val удваивает склонность к альтруизму

Одна точечная мутация в гене приводит к тому, что его обладатели жертвуют больше денег на благотворительность.

Генетическую основу альтруистического поведения обнаружили ученые из Боннского университета (University of Bonn). По их данным, обладатели одной из разновидностей гена COMT охотнее других жертвуют деньги на благотворительность.

Группа под руководством профессора Мартина Ройтера (Martin Reuter) провела эксперимент со студентами. Около сотни испытуемых пытались запомнить серии цифр и через некоторое время повторить их. Успешное запоминание вознаграждалось суммой в пять евро. После того, как студенты получили эти небольшие деньги, каждому предложили выбор: оставить всю сумму себе или пожертвовать часть ее на благотворительные цели. Исследователи не контролировали, положил ли студент деньги в ящик, но могли узнать результат, подсчитав в нем деньги до и после.

Из соскоба с внутренней поверхности щеки у испытуемых выделили ДНК. При анализе ДНК биологи сосредоточили внимание на исследовании гена COMT, который кодирует фермент катехол-О-метилтрансферазу, отвечающий за деградацию нейромедиаторов, в том числе дофамина.

Ученым давно известно о существовании двух вариантов гена COMT: COMT-Val и COMT-Met, которые встречаются в человеческих популяциях примерно с равной частотой. Ферменты, кодируемые этими вариантами, отличаются одной аминокислотой. В случае варианта COMT-Val фермент работает в четыре раза более эффективно. У обладателей этого варианта дофамин после передачи нервного сигнала в синапсе быстрее деградирует.

Когда ученые проанализировали результаты эксперимента, оказалось, что студенты, имеющие вариант гена COMT-Val, давали на благотворительность в среднем вдвое больше, чем обладатели варианта COMT-Met. Авторы говорят, что впервые обнаружили связь между определенным геном и альтруистическим поведением. Они изначально выбрали для исследования ген COMT потому, что дофамин связан со многими сторонами социального поведения. Дофаминовые нейроны мозга влияют на гормоны вазопрессин и окситоцин, которые, как было показано, способствуют альтруистическому поведению.

Статью про связанный с альтруизмом ген ученые опубликовали в журнале Social Cognitive & Affective Neuroscience.

Эстония в мае начнет закрывать на ночь погранпереход на границе с Россией