28 марта ‘24, Четверг

Луна омолодилась на 100 миллионов лет

Луна может быть по меньшей мере на 100 миллионов лет моложе, чем считалось ранее. К такому выводу пришли ученые по результатам изучения одного из образцов лунного грунта, доставленного на Землю «Аполлоном-16» в 1972 году.

Группа ученых под руководством Ларса Борга (Lars Borg) из Ливерморской национальной лаборатории (США) с помощью новых методов определила возраст образца лунного железистого анортозита весом 1,8 килограмма, хранящегося в космическом центре NASA. Результаты их исследования опубликованы в журнале Nature.

Борг и его коллеги использовали несколько методов изотопной датировки (по соотношению изотопов свинца, самария, неодима) и получили, что время кристаллизации этого образца составляет 4,36 миллиарда лет, сообщает РИА Новости.

«Мы обнаружили, что этот образец почти на 100 миллионов лет младше, чем мы ожидали», - говорит один из авторов работы Джеймс Коннелли, сотрудник датского Музея естественной истории, слова которого приводятся в пресс-релизе Копенгагенского университета.

Господствующая теория формирования Луны гласит, что она возникла из обломков после столкновения прото-Земли с другой планетой, размером примерно с Марс. При этом первоначально лунная поверхность была покрыта океаном расплавленной магмы глубиной сотни километров. По мере остывания магма расслаивалась - более тяжелые вещества погружались в глубину, а легкие всплывали.

Из легких материалов сформировалась первоначальная кора Луны. На роль такого вещества, по данным ученых, больше всего подходил железистый анортозит (ferroan anorthosite - FAN). Определение возраста образцов этой породы дало бы ученым точку отсчета для определения возраста спутника Земли. Однако до сих пор измерения этого возраста давали неоднозначные результаты и часто противоречили друг другу.

Ранее ученые считали, что возраст Луны должен примерно соответствовать возрасту Солнечной системы в целом, который составляет 4,56 миллиарда лет.

Возраст породы, измеренный учеными, близок к возрасту древнейших земных пород - образцам циркона (силиката циркония) из Австралии, которым 4,4 миллиарда лет. Это может означать, что лунная и земная кора формировались примерно в одну эпоху.

Но, как отмечают авторы исследования, необычная молодость образца может быть обусловлена тем, что он возник не в магматическом океане, а в результате более позднего вулканического события, выбросившего на поверхность магму. Возможно, полагают ученые, лунная кора сформировалась не в результате остывания первичного магматического океана, а в ходе серии отдельных магматических событий.

Инфаркт вылечат по телефону: телемедицина на примере Новой Зеландии