19 февраля ‘20, Среда

Потепление меняет работу генов

Климатические изменения влияют на живые организмы на генетическом уровне, показали немецкие ученые.

Сюзанна Франссен (Susanne Franssen) и ее коллеги из Института морских наук Лейбница (Leibniz-Institute for Marine Sciences), Германия изучали зоостеру, или морскую траву (Zostera marina), которая растет на полосе приливов, на литорали, и играет важную роль в прибрежных экосистемах. Проще говоря, служит пищей для многих видов животных.

Биологи собрали растения из северной и южной популяций зоостеры, которые обитают в разных температурных условиях. В лаборатории они поместили половину растений из каждой популяции в условия, которые симулировали потепление. Температуру воды нагревали на 1,5 градуса каждый день до тех пор, пока она не достигла 26 градусов по Цельсию. Такая температура смертельна для северной популяции, но южные растения в ней выживают. Такие температурные условия случились жарким летом 2003 года.

Ученые проанализировали экспрессию генов зоостеры, чтобы понять, влияет ли высокая температура на растения на генетическом уровне. И в северных, и в южных растениях нагревание вызвало активацию генов, которые обеспечивают ответ на тепловой стресс. Но после того, как температуру вернули к норме, южные растения смогли вернуться к нормальной жизнедеятельности. А в северных растениях генетические изменения оказались так сильны, что повлекли непоправимые повреждения белков.

Биологи считают, что по данной методике можно тестировать те или иные североевропейские виды, чтобы оценить, способны ли они пережить глобальное потепление. Результаты своей работы они опубликовали в журнале PNAS.