28 марта ‘24, Четверг

В мозг живой мыши заглянули через окно

Сделан еще один шаг в познании мозга. Теперь для того, чтобы проникнуть в него взглядом исследователя, не нужно убивать подопытное животное, а мозг нарезать на ультратонкие срезы. Можно сделать крошечное окошко в мозг живой мыши и через него наблюдать за происходящим.

Себастиан Бернинг (Sebastian Berning) из Института биофизической химии Общества Макса Планка (Max Planck Institute for Biophysical Chemistry) в Гёнингене, Германия, и его коллеги изобрели способ заглянуть под микроскопом в мозг живой мыши и увидеть самые тонкие детали нервных клеток, вплоть до шипиков на отростках – дентритах. Ученые разработали технологию (STED), которая позволяет это сделать, используя флуоресцентный микроскоп.

STED-микроскопия позволила ученым достичь небывалого разрешения – 70 нанометров на пиксель. Она основана на возбуждении молекул вещества под действием света, но, в отличие от других методов флуоресцентной микроскопии, позволяет обойти ограничения, связанные с длиной световой волны.

В черепе мыши ученые сделали настоящее «окно в мозг» - под анестезией просверлили маленькое отверстие и закрыли его тонким стеклом. Такой экзекуции подверглись шесть мышей. Через «окно» под микроскопом можно было наблюдать в реальном времени движения, которые совершают шипики дентритов, их образование и исчезновение. Этот процесс непосредственно связан с образованием и исчезновением межклеточных контактов – синапсов, которые замыкаются на шипики. А это значит, что биологи в реальном времени следили за таинствами работы мозга.

Свою методику авторы опубликовали в журнале Science.