28 марта ‘24, Четверг

Черные дыры рождают звезды

Астрономы не раз наблюдали, как черные дыры пожирают звезды. Теперь оказалось, что они также способствуют их рождению.

Про открытие астрономов под руководством Станислава Шабалы (Stanislav Shabala) из Университета Тасмании (Австралия) сообщает РИА Новости со ссылкой на статью в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Ученые изучали сверхмассивную черную дыру в центре галактики Центавр А. Галактика расположена в 12 миллионах световых лет от Солнца в южном созвездии Центавра. Как полагают астрономы, она возникла при слиянии двух галактик. Центавр А относится к числу радиогалактик - звездных систем, сильно излучающих в радиодиапазоне. Это один из ярчайших источников радиоизлучения на небе.

Для изучения центрального региона Центавра А ученые использовали широкоугольную камеру WFC3 космического телескопа «Хаббл», которая фиксирует инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. С помощью камеры WFC3 ученые исследовали нитевидное газовое образование - филамент, расположенный рядом с центральной областью галактики. Филамент является источником ультрафиолетового и рентгеновского излучения. В видимом диапазоне заметен только пылевой пояс галактики, а при наблюдении с помощью рентгеновского излучения становятся видны струи газа - джеты, простирающиеся на миллионы световых лет от центра галактики.

Джеты – это продукт черной дыры. Черная дыра притягивает вещество, но не каждый объект оказывается внутри - часть попадает на аккреционный диск, образованный газом, вращающимся вокруг черной дыры. В результате этого взаимодействия возникают мощные джеты, которые выносят большую часть вещества обратно в космическое пространство со скоростью, близкой к световой.

Астрономы обнаружили, что северо-западный край филамента, наиболее близкий к струе, содержит в себе молодые звезды, возраст которых не превышает 10 миллионов лет, что равно промежутку времени с момента появления джетов. Они полагают, что джеты проходят сквозь газ филамента, в результате в нем запускается процесс звездообразования.

Таким образом, джеты, а значит и черные дыры, способствуют зарождению звезд в галактике. «Положительное воздействие джетов на формирование звезд могло играть более важную роль в молодой Вселенной, где густые облака газа присутствовали повсеместно. Наше исследование подчеркивает необходимость переоценки роли джетов в формировании галактик», - говорит Шабала.