19 апреля ‘24, Пятница

Астрономы нашли жизнь на Земле, просветив ее Луной

Европейские и чилийские астрономы смогли "найти" жизнь на Земле, наблюдая за ее отражением в свете Луны.

Наблюдения ученые проводили при помощи телескопа VLT в составе обсерватории Параналь в Чили, и опубликовали свои выводы в статье в журнале Nature, сообщает РИА Новости.

"Мы использовали особый прием - так называемое "землесвечение" - для того, чтобы использовать Землю как модель экзопланеты. Солнце светит на Землю, и часть его света отражается от нашей планеты и падает на Луну. Лунная поверхность работает как гигантское зеркало и возвращает этот свет обратно к нам - и это именно то, что мы изучали при помощи VLT", - пояснил руководитель группы ученых Майкл Стежик (Michael Sterzik) из Европейской южной обсерватории в городе Сантьяго (Чили).

Стежик и его коллеги изучали "землесвечение" для уточнения тех его характеристик, которые указывают на наличие пригодной для жизни атмосферы и признаков существования зеленой растительности.

В своей работе ученые провели два цикла наблюдений за диском Луны, в апреле и июне 2011 года, изучая спектр и поляризацию "землесвечения" при помощи инструмента FORS в составе телескопа VLT.

Как отмечают исследователи, даты наблюдений были подобраны таким образом, что в первом случае Луна отражала свет от континентальных и океанических территорий, а во втором - исключительно от океанических. Ученые сравнили спектры "землесвечения" и выделили в них совпадающие и отличающиеся участки.

Как и ожидалось, астрофизики зафиксировали яркие совпадающие линии, соответствующие высоким концентрациям кислорода, озона и воды в атмосфере "экзопланеты".

По словам исследователей, существование зеленой растительности и ее примерное количество можно определить по световым "следам" фотосинтеза - характерным всплескам в красной части спектра. Эти всплески хорошо заметны даже в тех случаях, когда растительность покрывает всего 10% площади наблюдаемой поверхности.

Кроме того, степень поляризации зеленого и темно-синего света позволяет определить текущую облачность атмосферы и узнать некоторые особенности структуры облаков. Тем не менее, ученые подчеркивают, что к таким предсказаниям следует походить с осторожностью из-за их невысокой точности.

Авторы статьи полагают, что подобные методы могут применяться и для изучения близких к нам экзопланет. Но для этого потребуются мощные телескопы на орбите Земли, где наблюдениям не будут мешать атмосфера нашей планеты и другие "земные" факторы, заключают исследователи.