26 апреля ‘24, Пятница

Антидепрессанты порождают новые нейроны

Лекарства от депрессии действуют так же, как упражения для тела и для мозга. Ученые доказали это эксперментально.

Ключевой механизм в действии антидепрессантов состоит в стимуляции образования новых нейронов в мозге, показали норвежские ученые. Этот процесс – нейрогенез, происходит в течение всей жизни в ограниченной зоне гиппоккампа. Ученые уже неоднократно показывали, что нейрогенез необходим для обучения и памяти и, вообще для нормального функционирования мозга. Для того, чтобы справляться со стрессами и избегать депрессий, тоже необходим.

Александр Сэрже (Alexandre Surget) и его коллеги из Института системных нейронаук Кавли и Центра биологии памяти (The Kavli Institute for Systems Neuroscience & Centre for the Biology of Memory) в Тронхейме, Норвегия, работали с мышами, у которых образование новых нейронов генетически заблокировано. Из-за этого дефекта мыши не могли осваивать новые навыки.

Грызунов лечили антидепрессантом, и лечение помогло – мыши восстановили способность к обучению. А ученые стали разбираться с механизмом этого эффекта. Оказалось, антидепрессанты действуют через глюкокортикоидный рецептор (GR), а он через многоступенчатый каскад биохимических реакций стимулирует размножение нейральных стволовых клеток, из которых получаются новые нейроны. Вещества-антагонисты рецептора GR останавливали процесс.

Открытие роли нейрогенеза в действии антидепрессантов имеет важное практическое значение. Можно разрабатывать новые лекарства для лечения депрессий, которые так же, как уже известные, снабжают мозг новыми нейронами. А порой можно обойтись и вовсе без лекарств. Как известно, нейрогенез в мозге усиливается при физической активности, при интеллектуальных нагрузках и при обилии новых впечатлений.

Свои результаты ученые опубликовали в журнале Molecular Psychiatry.