Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

23:19
Москва
19 апреля ‘24, Пятница

Приемники ГЛОНАСС приближаются по размерам к приемникам GPS

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

За три года система ГЛОНАСС прошла путь, который GPS не смогла пройти и за десять лет. Приемники ГЛОНАСС становятся меньше и эффективнее и внедряются в телеметрические комплексы мониторинга, разработанные на их основе.

О приемниках российской разработки, способных анализировать сигналы как ГЛОНАСС, так и GPS, в интервью корреспонденту Infox.ru рассказал Евгений Александрович Белянко, главный конструктор компании «М2М телематика», крупнейшего российского разработчика приемников ГЛОНАСС и решений на их основе.

-- Расскажите о состоянии системы ГЛОНАСС и приемников, использующих сигналы этих спутников.

-- Несколько дней назад в России впервые появился орбитальный резерв спутниковой группировки ГЛОНАСС -- 2 космических аппарата. То есть всего в составе системы 23 космических аппарата: 21 используется по целевому назначению, 2 находятся в орбитальном резерве.

Всего по плану группировка должна состоять из 24 действующих аппаратов, и такое состояние будет достигнуто к концу этого года. Но для пользователя все это не очень важно, потому что ему не видно, какие спутники на каких орбитах. Ему важно, какие сервисы доступны.

Принято ругать систему ГЛОНАСС за то, что ее приемники не миниатюрные, и вообще она ассоциируется исключительно с военным применением. Отчасти это справедливо, потому что изначально катализатором развития спутниковых навигационных технологий, как GPS, так и ГЛОНАСС, были военные. Они же были первыми заказчиками. Но постепенно технологии развивались, и эти системы стали доступны обычному потребителю.

Три года назад двусистемный приемник GPS-ГЛОНАСС был размером примерно с пачку сигарет. В начале прошлого года он стал гораздо меньше. Теперь он чуть больше приемника GPS и потребляет мощность всего на 150 мВт больше. Приемник разработан КБ «Геостар», дочерней компанией «М2М телематика».

На его основе создан телематический терминал для мониторинга автотранспорта, который устанавливается на автомобиль и позволяет контролировать местонахождение автомобиля, состояние основных узлов и агрегатов. Терминал может передавать сигнал о нажатии «тревожной кнопки», позволяет поддерживать голосовую связь с водителем. Терминал разработан и производится в России.

Это массовое изделие: всего терминалов выпущено более 20 тыс. за последние два с половиной года.

По заказу МВД разработан автомобильный телематический терминал. Это специальное исполнение, терминал содержит емкий аккумулятор, специальный прочный корпус способен противостоять сильным механическим воздействиям и несанкционированному вскрытию. Примененные при изготовлении терминала технические решения сертифицированы МВД и полностью соответствуют требованиям заказчика.

-- Расскажите об отличиях системы ГЛОНАСС от GPS.

-- В силу особенности построения спутниковой группировки между системами ГЛОНАСС и GPS существует принципиальное различие. Система орбитального построения GPS разработана таким образом, чтобы хорошо покрывать низкие и средние широты. Она хорошо работает на экваторе, в средних широтах, но достаточно плохо на полюсах.

Система ГЛОНАСС, наоборот, обеспечивает хорошее покрытие полярных областей, высоких широт и удовлетворительное -- экваториальной области.

Таким образом, видно, что и GPS, и ГЛОНАСС имеют отдельные провалы. Считается, что система GPS совершенна, но это не так: у нее есть несколько мертвых зон, где точность навигации существенно хуже. В частности, сейчас одна из таких зон находится в районе озера Байкал.

ГЛОНАСС тоже имеет несколько зон, в которых точность навигации не такая хорошая. Система ГЛОНАСС очень хорошо дополняет систему GPS. Если человек пользуется двусистемным приемником ГЛОНАСС-GPS, то мы обеспечиваем независимость от какой-то одной системы и существенно повышаем качество определения местоположения.

Идеальное качество приема как в одной, так и в другой системе обеспечивается тогда, когда приемник полностью видит небо. Но если мы говорим об автомобильной навигации, то автомобиль может стоять у стены высокого здания, находиться в пробке на оживленной улице, где слева и справа будут высокие здания и будет видна только часть небосклона. Если мы будем пользоваться какой-то одной системой, то даже в Москве высока вероятность того, что навигации не будет. Но качество определения местоположения у двусистемного приемника, использующего сигналы обеих систем, гораздо выше.

Реклама