Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:29
Москва
24 апреля ‘24, Среда

Пол Джаматти поселил в себе русского поэта

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В прокат выходят «Замерзшие души». На главную роль в этой сюрреалистической трагикомедии молодая американка Софи Бартез мечтала позвать Вуди Аллена. И он был бы весьма к месту.

Впрочем, и актер Пол Джаматти в роли актера Пола Джаматти, играющего чеховского дядю Ваню, смотрится довольно убедительно. Его интеллигентная внешность выпускника Йельского университета и сдержанные эмоции хорошо воспитанного человека делают безумную историю совсем абсурдной.

А мог бы выйти Достоевский

Итак, актер Пол Джаматти репетирует в театре дядю Ваню. Роль дается ему с большим трудом -- премьера через неделю, а нужная интонация никак не появляется. «Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел…» -- долдонит актер в который раз и сам себе не верит. Может, потому, что ему самому примерно 47, и жизнь не то чтобы пропала, но Пол чувствует, как чеховский герой парализует его. «Если бы я жил иначе, из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский...» -- пытается сказать он, но все это как-то не так.

Чтобы покончить с мешающими всем душевными терзаниями актера, его агент советует ему почитать заметку в последнем «Нью-Йоркере». Речь в ней о том, что ньюйоркцы стали все чаще тяготиться своими душами. Им на помощь, как обычно, пришел прогресс. В весьма удобно расположенном районе есть некая успешная организация, которая за деньги готова извлечь мешающую вашему счастью беспокойную душу и поместить ее в надежное хранилище. На время или навсегда, как сам клиент решит. Душу можно навещать, а можно (чтобы сэкономить на налогах) отправить на склад в Нью-Джерси.

Удалить ее, как опухоль, как больной орган, не дожидаясь, как говорится, перитонита, уговаривает актера бодрый доктор Флинтстайн. И Пол идет на этот безумный шаг, принимая «торжество разума и прогресса», но только на пару недель, чтобы нормально сыграть премьеру. «Видел я этого «Дядю Ваню», -- говорит специалист по удалению душ. -- Ужасно русская пьеса: малосимпатичные герои, которым все время себя жаль».

Учитывая промелькнувшую уже в аэропорту Кеннеди Дину Корзун, на этом месте закрадывается тревожная мысль, что дальше так хорошо начавшийся фильм обернется очередным занудством о загадочной русской душе. Или о бездуховности в целом, или еще о чем-нибудь приторном.

Душа как нос

Но умница Софи Бартез умудрилась всего этого избежать. Фильм начинается с цитаты Декарта: «Душа находится в маленькой гланде в середине мозга», -- и, собственно, продолжается в том же духе. А все остальное – тайна, это даже циничный доктор Флинтстайн признает. Бартез не поддалась соблазну сделать вид, что она знает эту тайну. Так, раскрыла некоторые забавные подробности. Например, мы узнали, что размер и форма души не имеет значения. Например, у нашего артиста она оказалась хоть и довольно редкой светлой масти, но малюсенькая, похожа на горошину. Расстроившись, он даже махнул неосторожно банкой, горошинка выкатилась, в результате чего мы получили отличную сцену, когда два взрослых мужика ползают по кабинету в поисках души, которая, как уже понятно, играет роль гоголевского носа.

Далее история развивается стремительно, причем с каждым витком сюжета абсурд крепчает, а нравоучения, к счастью, так и не появляются. Лишившись своей беспокойной душонки-горошинки, Пол, разумеется, меняется. Страдания русского «анкла Ваньи» ему теперь кажутся несущественными, он даже подумывает обновить затертый уже образ, сделать его этаким пошловатым балагуром. Однако по нервным взглядам режиссера понимает, что его новаторство не пройдет и, если ничего не предпринять, можно лишиться роли вообще.

Ради искусства Джаматти решается на еще более отчаянный поступок -- пересаживает себе душу анонимного русского поэта. В каталоге можно выбрать любую: футболиста из Чикаго или нью-йоркского ученого. Есть и русские поэты (как мы потом узнаем, спрос на них особенно велик, а предложение -- не очень, так что приходится немного мухлевать). Души из России перевозят контрабандой, занимаются этим женщины-«мулы» и проносят их как наркотики, в себе. Одну из них – Нину -- исполняет великолепная Дина Корзун.

Пока Джаматти осваивает в себе русскую душу, молодая россиянка – жена владельца незаконной конторы по скупке русских душ, еще и актриса вдобавок, мечтает заполучить душу настоящего американского актера, желательно Джоржа Клуни или Аль Пачино. Ей никак не удается роль медсестры в мыльной опере. Стоит заметить, что все эти невероятные события – только завязка безумной истории, которую придумала американка французского происхождения Софи Бартез. Для дебютанта, согласитесь, очень впечатляюще.

Сама Софи признается, что сценарий фильма явился ей во сне. Ей приснилось, что она стоит в очереди в некой клинике и держит в руках баночку с душой. Рядом стоит Вуди Аллен и тоже держит в руках баночку, а его душа похожа на горошину. Когда она писала сценарий, то представляла в главной роли, конечно, Вуди Аллена. Потом поскромничала, звать его не стала, но его горошину подарила Джаматти.

Вот какие полезные сны снятся независимым американским режиссерам. А все потому, что перед сном, очевидно, Бартез читала хорошие книжки и смотрела правильные фильмы. Кстати, с десяткой ее фаворитов можно ознакомиться на сайте прокатчика. В ней есть и Тарковский, и Дэвид Линч, и Бунюэль, и, конечно же, Вуди Аллен. И все они в фильме дебютантки удачно сошлись.

В Москве внедряют новые стандарты оказания медицинской помощи
Реклама