23:59
Москва
14 июля ‘20, Вторник

«Кортео» заставит мечтать о прошлом

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Из Петербурга в Москву «Цирк Дю Солей» привез спектакль «Кортео» (Corteo), поставленный Даниэле Финци Паской. Это представление считается самым поэтичным и возвышенным в репертуаре труппы. Публику ждет безумный праздник похорон Клоуна.

Первым городом в Европе, увидевшим «Кортео», стал Санкт-Петербург. До этого шоу, поставленное в 2005 году, показывали в Америке и особенно долго и успешно в Японии. При этом «Кортео» -- самый европейский из всех спектаклей «Цирка Дю Солей», а точнее итальянский. В нем рука об руку идут ностальгия и радость, слезы и смех, красота и несовершенство. «Кортео» часто сравнивают с фильмами Феллини. Впрочем, тем, кто следит за современным театром, имя режиссера этого действа скажет о спектакле гораздо больше, чем любые сравнения.

Даниэле Финци Паска -- театральный режиссер, клоун, гимнаст, хореограф, писатель, бросивший однажды все это, чтобы уехать в Индию и ухаживать там за больными бродягами. Он хорошо известен московскому зрителю. На Чеховском фестивале с триумфом прошла его «Донка» -- цирковое посвящение Чехову. До этого были «Дождь» и «Туман», тоже принятые русской публикой с восторгом.

Родившийся в Лугано, италоговорящем городе Швейцарии, режиссер объясняет свой успех в России родством душ: «Есть такое глубокое чувство -- ностальгия, оно понятно и русским, и итальянцам. Это печаль, но мы в нее окунаемся с головой, наслаждаясь счастьем отдать себя в ее власть. Ведь ностальгия помогает нам мечтать». «Кортео» -- это и есть мечта о прошлом.

Цирковые гуляют

В этом шоу можно разглядеть детали других спектаклей Даниэле Финци Паски. Все здесь в стиле ретро: декорации и костюмы, как из позапрошлого века, персонажи, как будто из старого шапито -- трепетные летающие барышни в шелковых панталонах, подтянутые гимнасты в полосатых купальниках, неуклюжий гигант в уютной жилетке, чета карликов, прекрасная девушка на канате и ловкие жонглеры. Есть классический цирковой персонаж -- солдафон мистер Лойал (здесь он мастер художественного свиста) и его антипод -- нежный белый Клоун.

Единственный, пожалуй, непривычный цирковой герой в «Кортео» -- мертвый Клоун. Он появляется на манеже, лежа на кровати и в окружении прекрасных молчаливых ангелов в струящихся белых платьях. Тут же на сцену врывается веселый и шумный кортеж: друзья, бывшие возлюбленные и коллеги Клоуна пышно и безумно празднуют его похороны. Так гуляют цирковые.

Воздушные гимнастки виснут на канделябрах, группа акробатов скачет на кроватях, как дети, забравшиеся в родительскую спальню. Они играют в гольф женской головой, крутят обручи, стоя на канате (на шестиметровой высоте), лезут на небо, балансируя на лестнице, и запускают в зал лилипуточку на огромных гелевых шарах.

На манеже играет живой оркестр. Скрипки и барабаны, аккордеон и хрустальные стаканы, тибетские чаши и хор -- все это создает атмосферу фантасмагорического балагана.

Театр глазами клоуна

«Кортео» -- самое театральное шоу «Цирка Дю Солей», при том что и раньше в постановках театр и цирк теснейшим образом переплетались. В «Кортео» есть несколько виртуозных акробатических номеров, скажем, прыжки на подкидной доске, полеты на батуте или упражнения на брусьях. Но все-таки это не сравнить с головокружительными трюками из других шоу «Дю Солей». Например, на представлении «Варикай» (Varekai), которое показывали в Москве в прошлом году, на некоторых номерах зрители не могли дышать от страха. Нет в «Кортео» и традиционной для «Цирка Солнца» сложнейшей машинерии. Самоходные ботинки и фонарики на колесиках -- вот и вся техника.

Зато в «Кортео» много красоты и поэзии. Их цирковую грубоватость в классическом театре сочли бы слишком простой. Клоун, шагающий по канату вниз головой, плывущий под куполом среди ангелов на велосипеде или улетающий в зал на огромных шарах… Все это невозможно прекрасно.

Считается, что «Дю Солей» 25 лет назад изменил представления о цирке. На самом деле это утверждение неточно выражает истинные заслуги легендарного канадского шапито. Бывший глотатель огня, клоун Ги Лалиберте и его товарищи придумали нечто лучшее -- они вернули цирку его истинную сущность и предназначение. Оно очень простое -- заставить зрителя сидеть, раскрыв рот. Другой клоун -- Даниэле Финци Паска -- использовал этот нехитрый принцип в своем театре.

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
«Мир слишком «поехал» на харассментах»: эксперт о домогательствах в российских СМИ
Реклама