Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:26
Москва
14 декабря ‘25, Воскресенье

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU

Мария Малышева
Специалист по вопросам женской красоты, психолог-консультант, диетолог

«Я знаю, что ничего не знаю»: об эффекте Даннинга-Крюгера

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Встречали ли вы когда-нибудь начинающего врача, который после первого года обучения, скорее всего, вылечил бы вас от какой-либо болезни?

А может студент-психолог после нескольких психологических тренингов предлагает оказать вам психологическую помощь после разрыва с партнером?

Как получается, что иногда люди, которые только начинают свою научную / профессиональную карьеру, так высоко ценят свои навыки, что могут помочь / поддержать вас, а опытный профессор или человек с большим опытом работы колеблется, ищет много решений, нужна ли вам вообще консультация?

Очень распространены ситуации, когда люди с низкой квалификацией переоценивают свои навыки, а опытные занижают

Что такое эффект Даннинга-Крюгера?

Этот эффект заключается в переоценке своих знаний и способностей людьми с более низкой квалификацией и снижении их компетенций образованными людьми / экспертами в данной области.

Это пример когнитивной предвзятости, неправильного представления о реальности, которое иногда делает наше мышление и поведение иррациональными. Когнитивная предвзятость эффекта Даннинга-Крюгера относительно обычное явление, с которым, вероятно, все сталкивались лично.

Начало исследований эффекта Даннинга-Крюгера

Даннинг и Крюгер были двумя исследователями, которые, вдохновленные предыдущими исследованиями практических способностей (например, вождение автомобиля, теннис, игра в шахматы), решили проверить, действительно ли люди с низкими или небольшими компетенциями в определенной области неспособны адекватно оценить свои способности в себе, а также в других людях.

Даннинг и Крюгер решили проверить свои предположения относительно самооценки студентов университета, где они работали, в области логического мышления, грамматики и чувства юмора. После опроса респондентов попросили оценить свои результаты во время занятий. Что заметили исследователи?

Объективно компетентные студенты, то есть те, кто действительно набрал высокий балл в тесте, недооценили свои компетенции в публичном форуме, а те, у кого были худшие результаты, переоценивали и завышали свои возможности. Студенты, занявшие 12-й процентиль, смогли даже повысить свои результаты до 62-го процентиля!

Почему Я НЕ ЗНАЮ, хотя ЗНАЮ?

Каковы основные причины, по которым компетентные студенты снижают свои способности? Этот вопрос озадачил Даннинга и Крюгера. Серия из четырех экспериментов позволила им найти два ответа на свои вопросы.

Объективно компетентные студенты предполагали, что простые для них задания одинаковы для всех остальных. Поэтому в «их глазах» такая высокая оценка не была чем-то особенным.

Более того, студенты, которые уже имели больше знаний в определенной области, осознали, как много они еще не знали. Именно это чувство незащищенности и осознание отсутствия информации привело к снижению их самооценки.

С другой стороны, некомпетентные студенты, то есть их результаты находились на нижней границе шкалы, они даже не задумывались об отсутствии знаний или дезинформации в данной области. В этой ситуации именно отсутствие этого осознания заставляло их переоценивать свои способности и застревать в невежестве.

Теперь, когда вы знаете эффект Даннинга-Крюгера, вспоминайте о нем всякий раз, когда вы начинаете «хвастаться» своими знаниями в компании. Потому что, может быть, иногда знаменитые слова «Я знаю, что ничего не знаю» окажется лучшим решением, чем пытаться показать свои «способности».

Онколог Алексеенко выделил три основных аспекта, влияющих на здоровье
Реклама