Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:36
Москва
28 марта ‘24, Четверг

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU

Обман на доверии: как спасти российских стариков от мошенников

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Когда-то еще Михаил Булгаков в своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» написал: «Никогда не разговаривайте с незнакомцами!».

Эта и несколько других догм должны стать настоящими заповедями для пожилых россиян для того, чтобы не стать жертвой очередного афериста.

От лица органов власти

Условно мошенничества можно разделить на три типа, хотя в основе каждого лежит доверие человека, которое обманщикам необходимо завоевать мгновенно, с первых же слов.

Первый тип обмана основан на уважении, которое человек, особенно в возрасте, на бессознательном уровне чувствует к органам государственной власти.

Поэтому, когда на пороге их дома или квартиры появлятся человек, представляющийся, например, сотрудником собеса, перед ним сразу распахиваются все двери.

Гостя, не зная, что это аферист, даже чаем напоят, расскажут про все свои болячки и в целом про жизнь, выдавая аферисту нужные и ненужные тайны.

И вот что любопытно. Мошенники называют себя представителями самых разных госорганов. Но собес встречается чаще всего. И это при том, что данная организация существовала в советские времена. Сейчас ее не существует. По крайней мере, под таким названием.

Однако, даже если возникший на порое незнакомец и представляется верно и даже какую-то «корочку» показывает, не стоит вступать с ним в разговора. Дело в том, что многие аферисты обладают чуть ли не магическими способами убеждения.

В любом случае, если уже позволили себе выслушать речь гостя об обещаниях компенсаций, выплат и льгот, подписать сразу ничего не стоит.

Все это еще надо проверить. Хотя бы просто сходить в Пенсионный фонд и уточнить. Вера на слово в подобных случаях может обойтись слишком дорого. И хорошо, если дело ограничится лишь потерей денег, а не здоровья или жизни.

Вам полагается компенсация

Иногда мошенники не стучат в двери, а звонят, откуда удивительным образом доставая базы с адресами и телефонами одиноких стариков.

Такой звонок недавно раздался в квартире питерского пенсионера Константина Б. 67-летнему мужчину сообщили по телефону о полагающейся ему компенсации, которую он получит сразу после уплаты подоходного налога.

Старик перевел на указанный счет семь тысяч рублей, после чего ему сообщили о том, что конверт с деньгами лежит в его постовом ящике. Конверт там действительно был, но в нем лежали деньги из «банка приколов». Да то, видимо, мошенники решили действительно прикольнуться, поиздеваться над дедушкой.

Чаще всего в таких случаях старики просто не получают ничего. И лишь после вскрывшегося обмана вспоминают то, о чем им уже не раз говорили и настоящие соцработники и сотрудники различных госучреждений. Любая помощь от государства в виде выплат, пособий и компенсаций никакими налогами не облагается.

«Скидка» для блокадника

Домой к 84-летнему жителю Купчино, живущему с дочерью-инвалидом, пришла некая дамочка, пояснившая, что она из «государственной инженерной компании», и предложила хозяину поменять в его жилище электросети. Мол, ему, как блокаднику, это будет со скидкой стоить сто тысяч рублей.

Когда же старик сказала, что у него есть только 63 тысячи, «инженер» быстро согласилась на эту сумму, взяла ее и ретировалась. Причем, бесследно.

И это ему очень, можно сказать, относительно повезло. Часто во время таких визитов незваных гостей интересуют не только и не столько деньги.

Они могут под видом положенных пенсионерам выплат и пособий подсовывать им на подпись документы, которые вполне могут оказаться дарственной или доверенностью на квартиру.

Дорогой товар по «низкой» цене

Еще один распространенный тип обмана – предложение купить что-то по низкой цене. Продавцы появляются на пороге и предлагают продукты, бытовую технику, белье или посуду - что угодно. И все это якобы по цене, заметно ниже магазинной.

На самом деле все продается гораздо дороже. Но и это еще полбеды. А вот когда под видом продавцов к старикам в жилище попадают воришки, это грозит хозяевам большими потерями.

Например, совсем недавно в одном из районов Ленинградской области трио таких вот продавщиц цыганской наружности лишили нескольких пенсионеров 7, 10 и 15 тысяч рублей.

Схему злодейки применяли избитую - одна предлагала товар и отвлекала, а две ее сообщницы за пару минут успевали обыскать чужое жилище.

«Левые» газовщики

Точно также в квартиру легко заходят и псевдо-газовщики. Пока один якобы проверяет трубы и оборудование, отвлекая бабулю или дедулю наводящими вопросами, его напарник быстро «шмонает» жилище.

Хотя чаще, конечно, «газовщики» зарабатывают на предложениях установки какого-либо оборудования. Иногда ради таких заработков мошенники-одиночки объединяются в целые картели.

Например, в Санкт-Петербурге недавно сразу четверых участников преступной группировки, которые брали с пенсионеров предоплату за установку колонок и плит, а потом просто исчезали.

Обязанности в этой банде были четко распределены. Одни сидели на телефоне, другие выступали в роли курьера, третьи представлялись собственно мастерами по газовому оборудованию.

«Служба безопасности банка»

Сегодня, когда канули в лету сберегательные книжки, и у российских пенсионеров есть банковские карты, куда им приходит пенсия, и куда они нередко кладут свои сбережения.

Это значительно облегчает работу телефонным аферистам и кибер-мошенникам. Ведь обмануть стариков куда проще, чем людей других возрастов.

Особенно, если звонить от лица службы безопасности банка и напугать бабушку или дедушку тем, что ваши деньги сейчас похищают, а мы, мол, спасаем. Поэтому их надо срочно перевести на такой-то счет.

Знающие люди в который уж раз предупреждают – никакой банк не будет этого требовать, равно как, и просить от владельца счета ПИН-код и три цифры на обороте банковской карты. Сотрудники финансовых организаций никогда не спрашивают подобные данные, так же как и пароль от личного кабинета в интернет-банке.

Вообще, если вам по телефону задают вопросы про сбережения, лучше вообще сразу повесить трубку. Потому что иначе их можно лишиться. Мошенники умеют убеждать и уговаривать.

Например, пожилая жительница Пушкина позволила убедить себя звонящей на протяжении трех недель незнакомке в необходимости покупки неких акций для «обеспеченной старости». В итоге более четырехсот тысяч рублей сбережений пенсионерку канули в лету.

А 82-летнего пенсионера из Москвы «обули» и вовсе почти на 3,5 миллиона рублей. Напуганный «службой безопасности банка», старик несколько денй подряд ходил к банкомату и переводил неизвестным аферистам деньги на указанный ими счет.

Печальный рекорд

А в прошлом году, чтобы отобрать у пожилой россиянки сотни миллионов, аферисты подключили к делу даже лже-сотрудника ФСБ.

Женщина, которая под предлогом спасения денег уже перевела мошенниками 14 миллионов рублей, призналась, что в другом банке у нее лежит еще без малого 400 миллионов.

Аферисты тут же разыграли новый сценарий с учасием «спецслужб», и таким образом, фактически поставили рекорд, сделав миллионершу нищенкой.

Нельзя сказать, что правоохранители не реагируют на такие случаи. Технические возможности силовиков растут, и многих мошенников даже находят и отправляют в места не столь отдаленные. Только зачастую своих кровных потерпевшие уже никогда не увидят.

Поэтому, как говорят знающие люди, спасать людям себя изначально нужно самим. И главной фразой здесь по-прежнему остается: «Не верить чужакам на слово».

Как преодолеть склонность к страданиям
Реклама