Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:56
Москва
6 октября ‘24, Воскресенье

Бизнес план

Бизнес-план – это документ, в котором содержательно указан поэтапный план развития компании либо предприятия. Бизнес-планы составляют специалисты под заказ, которые хорошо разбираются в развитии бизнеса и знают, как спрогнозировать с помощью поэтапных действий приумножение прибыли организации. Благодаря хорошо составленному бизнес-проекту скорость продаж производимой продукции увеличивается в несколько раз, а шанс разорения компании становится невысоким, даже в условиях тяжелой конкуренции. В текстовом содержании данной статьи будет подробно расписана информация о составлении бизнес-плана. Первоисточник – журнал «Tinkoff ru».

Зачем нужен набросок бизнес-плана

Так как бизнес-план – это документ, который раскрывает пошаговое развитие бизнеса, то в нем отображены не только целевые стратегии развития предприятия, но и возможные риски, связанные с особенностями реализации рабочего процесса.

Какая информация обычно содержится в структуре бизнес-плана:

  1. Сведения по компании, которая является инициатором развития производимого целевого продукта.
  2. Подробное описание производимых продуктов, реализуемых товаров, а также оказываемых услуг.
  3. Анализ рынка для сбыта.
  4. Экономические расчет по стоимости ведения трудовой деятельности компании.

В качестве дополнительного источника информации по бизнес-плану содержатся внутри сведения, которые детализируют расчеты и подтверждают различные данные. В качестве примера – выносят графики, детали отчетов по доходам и расходам, результаты маркетинговых исследований, а также различные снимки. Также эти данные могут добавлять и в основное содержание бизнес-плана, но если он будет включать слишком много информации, то сам бизнес-проект станет неудобным для изучения, поэтому при составлении плана данный момент обязательно нужно учитывать.

Определение бизнес-проекта заключается в том, что в развитие бизнеса вкладывается конструктивный, поэтапный подход. Когда стратегия развития бизнеса распланирована в несколько этапов, то следовать цели становится проще. Если изучить статистику, то многие предприниматели отказываются от того, чтобы писать бизнес-планы по нескольким причинам – вера в ошеломляющий успех, нет желания и времени заниматься расчетами либо неуверенность в завтрашнем дне с мыслью о том, что придумать план – это бессмысленно.

Такая стратегия является заведомо проигрышной, потому что нет четко сформулированной цели для дальнейших и правильных действий. Без расчетливого планирования современный предприниматель может потерять много времени и финансовых вложений из-за некорректных действий. Поэтому и нужен бизнес-проект, чтобы избежать многих серьезных ошибок, включая крах предпринимательской организации.

Также индивидуальные предприниматели часто заказывают оформление бизнес-плана и с другими целями – для привлечения внешних дополнительных источников финансирования. В качестве примера – получить крупный кредит в банке, оформить с помощью государственной помощи гранты и субсидии, а также предоставить перед потенциальным инвестором выбор – осуществлять ли инвестирование в развитие проекта.

Какие существуют типы бизнес-планов

Если сделать обобщенный вывод, то всего существует 5 типов бизнес-планов, которые можно выделить: это внутренний бизнес-проект, инвесторский, антикризисный, банковский либо для государственной поддержки. По каждому из указанных типов будут по пунктам указаны основные характеристики:

  1. Создание бизнес-плана «под себя». Это внутренний бизнес-проект, который разрабатывается исключительно внутри компании. Так как кроме владельца никто не будет изучать данный документ, то составить его можно в произвольной форме. Цель такой работы заключается в том, что определяется реальная, а также долгосрочная перспектива с учетом всех возможных рисков.
  2. Формирование бизнес-плана для предоставления инвестору. Цель составления бизнес-плана для инвестора – это способ получения внешних источников финансирования для дальнейшего развития компании. Если презентовать особенности бизнес-плана нужно для иностранного инвестора, то требуется, чтобы документ был сгенерирован по международным стандартам. Отечественным инвесторам стандарт бизнес-плана не имеют значения, но нужно, чтобы содержание было изложенным максимально доступно и по делу. Какие пункты рекомендуется раскрыть – объем вложенных инвестиций, суть бизнес-плана, преимущества дела (за счет чего будет прибыль), период окупаемости и сроки возврата вложенных финансовых средств, показатель рентабельности бизнеса.
  3. Бизнес-проекты с целью получения кредита в банке. Если потребитель подготавливает проект для предоставления банковскому представителю с целью заключения кредитной сделки, то рекомендуется заранее обратиться к кредиторам, которые подскажут, в какой именно форме подготовить бизнес-план. Лучше ориентироваться на международные стандарты, которые являются универсальными. Большинство банковских требований по бизнес-планам основаны именно на международном стандарте, поэтому получается разборчивый проект, подготовленный по шаблону. При необходимости, любой кредитор сможет адаптироваться под план бизнес-проекта, если он будет выполнен по международному стандарту. Важно сразу настроиться на долгую работу с бизнес-планом, потому что решение по крупным кредитным сделкам часто затягивается, поэтому не исключено, что документацию придется переделывать либо редактировать минимум несколько раз. Часто приходится менять пункты по срокам реализации, указанию ценника на оборудование и сырье, отпускную стоимость, параметры кредита и прочие показатели.
  4. Бизнес-планы по реализации государственной поддержки. Существуют активные программы для получения государственной финансовой поддержки в пользу малого бизнеса. Обычно предоставляют помощь для производителей сельскохозяйственных товаров, индивидуальных предпринимателей, а также для малообеспеченных и безработных физических лиц, которые желают заняться собственным бизнесом. Чтобы можно было получить государственные субсидии, потребуется составление бизнес-плана. Чтобы знать, какие требования станут актуальными, необходимо изучить документацию по конкретно реализуемой программе государственной поддержки. Все требования нужно будет учитывать обязательно, потому что если где-то в содержании бизнес-плана будет выявлена неточность, то проект снимут из списка заявленных по конкурсу.
  5. Антикризисный бизнес-план разрабатывается в тяжелые финансовые периоды компании. Обычно компания находится на грани разорения либо стала банкротом, а документация нужна для того, чтобы с помощью бизнес-плана можно было объяснить кредиторам, каким способом организация собирается выходить из кризисного положения, предлагая варианты решения возникших споров в досудебном и судебном порядках.

Также необходимо рассмотреть варианты шаблонов, по которым можно понять, как лучше написать проект бизнес-плана.

Примеры содержания и структуры бизнес-плана

Отдельное подразделение ООН разработало стандарты бизнес-планов в рамках промышленного развития. Это международный стандарт UNIDO.  По международному стандарту рассматриваются такие разделы в рамках создания бизнес-планов:

  1. Оформление резюме.
  2. Описание рабочей отрасли и организации, которая трудится в указанном виде производства.
  3. Описание товаров и услуг.
  4. Продажа и маркетинг.
  5. Производственный план.
  6. Финансовый план.
  7. Организационный план.
  8. Оценка эффективности и рентабельности бизнеса.
  9. Риски и гарантии производства.
  10. Приложения и ссылки.

Первый пункт – это резюме. Оно составляется для того, чтобы в кратком виде можно было донести главную суть бизнес-плана. Как пример – задокументированный проект передается на рассмотрение инвестору, который не имеет большое количество времени, чтобы изучить полностью составленный бизнес-план. Он быстро изучает титульный лист резюме и делает нужные выводы, касательно составленного документа по организации, которая желает получить внешнее финансирование. Благодаря резюме такой инвестор уже в течение нескольких минут поймет перспективы данного бизнеса, возможные источники финансирования, необходимый размер инвестиций, а также термины запуска проекта. Все остальные разделы просто подробно раскрывают информацию, указанную в резюме.

Затем в остальном пункте подробно описывается суть компании, которая занимается организацией собственного бизнеса. В данный тип описания входит информация по отрасли, имеющихся активах, а также о системе управления и количеству трудящихся сотрудников. Следующий раздел описывает продукцию и услуги, которые предлагает или будет предлагать организация. Пример – если предприятие открывает собственный бренд, выпуская определенные товары, то необходимо описать каждый товарный вид. Также для наглядности нужно показать фотоснимки рекламируемой продукции.

В разделе по маркетингу и продажам нужно будет указать такую информацию:

  1. Характеристика и сегментация рынка для сбыта продукта.
  2. Указание приоритетных рыночных сегментов, которые нужно будет занять.
  3. Проведение анализа конкурентов с последующим указанием слабых и сильных сторон.
  4. Подробный анализ потенциальных покупателей либо клиентов.

Следующий раздел – это описание плана производства. Также проводится анализ производственного процесса с подробным описанием, которое состоит из таких частей:

  1. Оборудование и помещения, которые требуются для осуществления технологического производственного процесса.
  2. Сама технология производства.
  3. Географическое положение предприятия и его логистические связи с указанием главных поставщиков и потребителей.

Также дополнительно в план вписывается полный расчет себестоимости производимой продукции с последующим указанием постоянных и переменных издержек, включая дополнительную информацию о потребности в работниках и их квалификации. В разделе по составлению организационного плана указываются термины реализации проекта, включающие информацию по структуре управления, составу и квалификации руководства.

Отдельным разделом идет финансовый план. В нем указываются детально необходимые финансовые расчеты, а также прогноз чистого заработка, ориентируясь на себестоимость продаваемой продукции. По пунктам вносится и такая информация:

  1. Сведения по потребности в финансировании.
  2. Количество расходов, требуемых на реализацию проекта.
  3. Информация по имеющимся источникам финансирования, включая условия привлечения, а также возврата полученных денежных средств.
  4. Прогнозируемый расчет отчета о прибыли и убытках, а также о движении денежных средств.

Затем проводится оценка эффективности реализуемого проекта. В данном разделе подробно указывается несколько пунктов, включая показатель рентабельности на рынке, срок окупаемости, цифры чистого дохода, сведения по точке нулевой убыточности (когда проект сможет покрыть расходы по внесенным инвестициям).

Важный дополнительный раздел – это риски и гарантии по запускаемому проекту. В данном пункте указывают сведения о том, что организация гарантирует возврат привлеченных финансовых средств. Далее описываются подробно все возможные риски, а также непредвиденные обстоятельства, которые способны повлиять на реализацию проекта.

Последний пункт составляемого бизнес-плана, это список приложений, где размещается информация, которая не попала в прочие разделы документации. В качестве примера информации из приложений – большие графики, таблицы, схемы, эскизы, а также любые другие графические рисунки.

Создание бизнес-плана по стандарту ЕБРР

Существует такая организация, как европейский банк реконструкции и развития, сокращенно в виде аббревиатуры – ЕБРР. Этот банк создал собственный стандарт бизнес-планов именно для индивидуальных предпринимателей, которые желают получить банковский кредит под реализацию проекта. Минимальное значение по займу в ЕБРР начинается с суммы от 5 000 000 евро, а это более чем 600 миллионов рублей. Вывод – такие требования по бизнес-плану являются актуальными только для представителей среднего и крупного типа бизнеса. Важно выделить и тот факт, что с начала 2014 года ЕБРР не финансирует новые проекты в России, а в 2023 году закрыли все офисы в Москве, но это не означает, что макет плана нельзя составить под себя самостоятельно.

Создание плана по стандартам BMF Group

Данный стандартизированный тип по бизнес-плану разработала специально компания BMF Group, рабочая сфера которой заключается в бизнес-планировании и инвестиционному консультированию. По факту это расширенная версия международного утвержденного стандарта, но с дополнительным акцентом на текущем анализе рыночного, а также финансового положения компании и продающегося продукта.

Ключевые характеристики требований основаны на таких пунктах:

  1. Расчет максимально возможного числа финансовых показателей.
  2. Анализ чувствительности показателей прибыли к изменению параметров проекта.
  3. Ежемесячный прогноз будущих финансовых затрат за весь период реализации проекта.

Создание бизнес-плана по стандартам KPMG

KPMG – это одна из лидирующих мировых аудиторских компаний. Кроме аудита данная компания работает в сфере консалтинга, включая создание бизнес-планов. Данные планировки популярны во всем мире, но в России их используют редко. Отличительная характеристика в составлении данного типа плана – это формирование акцента на подробном описании различных рекламных характеристик с последующим раскрытием финансовой составляющей в рамках реализации проекта. Если провести сравнение с другими типами шаблонных планировок проектов, то техническая и производственная части описываются не столь детально.

Также отдельно необходимо указать пару предложений по шаблонному проектному типу под названием TACIS. Данная аббревиатура обозначает программу из ЕС, которая помогает различным рыночным реформам, введенным на территории СНГ. По указанному шаблону разработаны некоторые стандарты бизнес-планов, которые по формату и структуре приближенно напоминают международный пример. Все остальные варианты создания бизнес-планов, которые не входят в указанную классификацию, являются вольным форматом.

Что нужно учитывать при составлении бизнес-плана

В разработке документа можно выделить 4 основные части – это анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание самого плана. Первый этап – это написание части по предварительному анализу рынка, включая имеющуюся конкуренцию. Без данной анализированной тщательно части ведение бизнеса обречено на провал, потому что можно вложить деньги в проект, но он никак не окупится. Чтобы бизнес был рентабельным и смог «выстрелить», потребуется оценить рыночное состояние по производимому продукту и сравнить, насколько конкурентоспособным он окажется. Также обязательно надо будет сориентироваться, насколько востребованным окажется продукт для своей целевой аудитории.

Главные правила в данном вопросе – максимальная объективность. Если действительно выявится, что у конкурентов продукт не менее качественный, но стоит дешевле, то вероятнее всего такой проект не сможет окупиться. Примерная характеристика случая – в кафе чашка эспрессо стоит 200 рублей, но в магазине через дорогу, где стоит автомат, порция кофе обходится в 70 рублей. Учитывая, что стоимость напитка в кофейне практически в 3 раза дороже, то большинство потенциальных посетителей не захотят приходить в кафе.

Для большинства людей не важно, насколько будет качественным напиток, потому что для них это просто кофе, обычно ориентиром является стоимость продукта. Лучший вариант прогноза – если кофейня открыта в центре города с развитой инфраструктурой. Если же открыть кафе с дорогим кофе в маленьком провинциальном городке, то бизнес быстро разорится. Важно учитывать не то, сколько элитных кофеен находится по району, а и то, насколько данная идея выявится притягательной для населения, то есть потенциальных покупателей услуги.

Второй важный пункт – это изучение текущей рыночной ситуации. Пример – если бизнесмен планирует заходить на крупный торговый рынок, то можно приобрести готовое маркетинговое исследование. Если же современный предприниматель хочет освоить локальную рыночную нишу либо вести проект в узкой специальной сфере, то заказать маркетинговое исследование не выйдет. Если кратко написать по данному пункту, то нужно с целью решения этих задач проводить самостоятельный анализ. Первый вариант – это изучение конкурентов, с дальнейшим рассмотрением условий их работы, прайс-листов, а также договоренностей.

Что еще Вы должны предпринять – так, это стоит изучить, насколько будет интересным данное предложение для целевой аудитории. Это изучение интересов потенциальной аудитории и примерный охват цели по количеству человек. Важная ремарка – если полученной информации мало, то можно найти дополнительные сведения из СМИ или статистики Росстата, которые помогут составить примерную картину локальной маркетинговой ситуации.

Определение нужных сведений по маркетинговому исследованию должно быть емким и состоять из такой информации, которую нужно кратко написать:

  1. Емкость рынка и динамика изменений за последние несколько лет. На основе этих данных уже можно планировать будущие инвестиции в проект.
  2. Включить прогноз динамики рынка по долгосрочной и краткосрочной перспективе.
  3. Описание специальных условий рынка, от которых зависят показатели продаж. Пример – реализация сезонного продукта.
  4. Конкурентные зоны охвата, анализ спроса и предложения.
  5. Предоставить образец лучших современных ресурсов по конкурентоспособности и правильно провести расчеты по показателям доходности.
  6. Далее оформляем тезисно выводы и рекомендации.

Также правильно использовать СВОТ-анализ в бизнес-плане. SWOT является аббревиатурой, которая расшифровывается по каждой букве так:

  1. S – strength (сила). Перечислите сильные стороны, по определению которых, можно указать тезисы, за счет чего можно конкурировать с другими фирмами.
  2. W – weakness (слабость). Это недостатки начинающих проектов, которые мешают полноценно и правильно развивать производство. Перечислите и их.
  3. O – opportunities. Это фактор возможностей, которые можно реализовать примерно в ближайшие сроки, что положительно повлияет на рыночный выход. Перечислите все имеющиеся возможности для реализации.
  4. T – treats. Это возможные риски и угрозы, о которых можно писать. Зачем о рисковых моментах нужно писать, чтобы знать, чего ожидать при худшем варианте развития финансовых событий.

Суть такого анализа заключается в том, чтобы придумать правила, которым можно будет следовать, с учетом имеющихся и сильных и слабых сторон к нужной цели. Вот зачем и для чего делается этот психолого-экономический анализ в бизнес-плане, чтобы можно было достигать поставленных целей в менеджменте быстрее и эффективнее.

Далее в рамках ведения менеджмента нужно будет придумать по бизнес-плану более развернутый ответ, который бы нес исчерпывающую информацию по сравнению сильных и слабых сторон проекта. Пример – скоро предстоит оформление фитнес-центра в небольшом городе, численностью по жителям до 100 000 человек. Согласно с результатами исследования стало известно, что здесь имеется много сильных сторон:

  1. Выгодное расположение, в центре города, где удобная инфраструктура.
  2. Большая площадь залов.
  3. Оборудование современное, состоит из новых тренажеров.
  4. Предоставляется широкий ассортимент услуг. Пример – у ближайших конкурентов открыт только тренажерный зал, но по новому проекту будет запущена сауна с массажным кабинетом.
  5. На работу выйдут лучшие тренера в городе.
  6. Создан удобный информационный сайт для пользования.

В правила учета нужно внести и негативные моменты. Пример – у конкурентов дешевле абонемент, нужна новая клиентская база, которую придется сформировать из корректного менеджмента рекламой.

Далее в бизнес-плане выделяются и другие перспективные преимущества развития проекта. Пример – фитнес-индустрия все больше набирает оборотов, потому что здоровый образ жизни стал трендовым веянием, часть клиентов из других спортивных клубов могут приобрести абонемент уже в новом месте. Далее указываются в содержании бизнес-плана примеры возможных угроз, включающие рост количества конкурентов на рынке, снижение дохода населения либо уменьшение свободного времени у посетителей нового фитнес-центра. На основе таких сведений и решаются многие вопросы по перспективе рентабельности.

Также до того, как предприниматель решится на создание собственного бизнес-плана, надо будет решить ряд других важных вопросов. Пример – определение системы налогообложения, составление перечня по инвестиционным расходам, включая аренду помещения, трат на покупку нужного оборудования. Изначально предприниматель должен точно понять, хватит ли ему финансовых ресурсов для открытия личного дела, поэтому все расчеты проводятся заранее.

Мнение редакции

Планировка в текстовом режиме любой разработки, связанной с бизнесом, является обязательной. Очень важно уметь сопоставить сильные и слабые стороны проекта, чтобы было понятно, с чем можно работать сейчас. Если индивидуальный предпринимать понимает, что он готов вложиться в свое дело, которое обязательно принесет доход, то следующим этапом станет подробное составление плана для формирования дальнейшей стратегии развития.

КАТЕГОРИИ