Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:56
Москва
27 апреля ‘24, Суббота

Как правильно составить бизнес-план

Благодаря корректно составленному бизнес-плану предпринимателю удается точно и в планируемые сроки реализовать поставленные задачи по развитию личного бизнеса. Успешная реализация изготавливаемого продукта в бизнесе с последующим заработком в плюс является желаемым результатом для каждого индивидуального предпринимателя. Не имеет значения – какой именно продукт реализуется, главное – это окупаемость и успешные продажи. Благодаря хорошо распланированному бизнес-плану удается получить желаемый результат с большей долей вероятности, чем без него. Ниже в текстовом материале статьи будет подробно указано – как делать грамотно бизнес-план, а также какие нюансы нужно учитывать при его написании.

Бизнес-план – что это такое

Бизнес-план является формой текстового документа, в котором пошагово описывается проект, над которым планируется вестись работа в плане приумножения прибыли. В бизнес-плане четко описывается несколько нюансов – это то, какие товары будут реализовываться на рынке, перечень трат и перспектива заработка, анализ рынка, слабые и сильные стороны будущего бизнеса.

Что нужно указать в самом проекте плана:

  1. Какой именно бизнес-план готовится к открытию. Существуют разные типы и макеты таких работ, в которых подробно описываются продукты, которые будут реализовать на рынке, а также перечень предоставляемых услуг для потенциальных покупателей.
  2. Указание сведений по целевой аудитории. Это ответ на заданный резонно вопрос – кто и при каких именно обстоятельствах будет приобретать реализуемый продукт.
  3. Далее расписываются финансовые расчеты по запуску и ведению бизнеса, что в особенности актуально для первых месяцев работы. Нужно расписать, сколько финансовых средств потребуется, на что уйдут вложения и в какие термины они окупятся.

Далее текстовый материал расписывается пошагово.

Для каких конкретно целей требуется создание бизнес-плана

Благодаря задокументированным идеям по развитию бизнеса в виде плана, удается поставленную задачу расписать по отдельным пунктам, что в перспективе позволяет лучше понять, как реализовать запланированные идеи. Эти же задокументированные идеи и приведут к успешной реализации изготовляемого товара.

Как составить бизнес-план
Как составить бизнес-план

Теперь нужно указать, для кого именно создаются бизнес-планы:

  1. Нужен бизнес-план для индивидуальных предпринимателей. Бизнес-план изначально расписывается для заведующего компанией, кто готов открыть новый проект, для нескольких важных целей. Первая – это расчет финансовых показателей бизнеса, с учетом вероятности того, насколько будет прибыльным сам проект, в какие сроки окупятся вложения, а также какие минусы важно учитывать, во что еще можно вложить финансы, чтобы это принесло пользу.
  2. Для инвесторов, которые готовы спонсировать проект. Если проект перспективный, а у предпринимателя мало стартового капитала, то он может обратиться к инвестору либо в банк за кредитом, чтобы в бизнес помогли вложиться. Инвестору нужно будет обязательно изучить условия сотрудничества с потенциальным партнером и нюансы ведения бизнеса, включая сроки окупаемости. Если же написанного бизнес-плана не будет, то банк откажет в крупном кредитовании, а инвестор не пойдет на сделку.

Вывод – предпринимателю рекомендуется тщательно планировать ведение бизнеса, а для инвестора нужно будет предоставить информацию по проекту, в который нужно вложить финансы.

Какие виды бизнес-планов расписывают

По упрощенной классификации бизнес-план можно разделить по двум вариантам – внешний и внутренний. Внутренний план составляется для планирования развития компании, а внешний предоставляют для банков и инвесторов, если требуется финансовая помощь со стороны. Внутренний вариант проекта ведения бизнеса составляют максимально объективно для индивидуального предпринимателя, чтобы он знал сухую статистику по предполагаемым затратам и потенциальному доходу с учетом всех существующих факторов.

Также во внутреннем предпринимательском плане указываются сведения по имеющемуся бюджету, расходам, оптимистическому и пессимистическому сценарию развития бизнеса, а также по всем возможным рискам, которые также необходимо учитывать. В состав внутреннего бизнес-плана можно указать и те сведения, которые нельзя разглашать посторонним лицам. В качестве примера – слабые места проекта, конкурентные преимущества, дополнительная информация по клиентам и бизнес-партнерам. Все важные детали плана должны быть хорошо проработанными, потому что благодаря таким нюансам работающая команда сможет погрузиться в главную идею бизнеса, включая все перспективы дальнейшего его продвижения.

Внешний бизнес-план расписывается с целью ознакомления с перспективами развития этого бизнеса для инвесторов и банков, готовых выдать крупный кредит. Необходимо подать информацию таким способом, чтобы инвестор либо банк были заинтересованными в дальнейших вложениях в бизнес. Поэтому для внешних бизнес-планов характерна акцентировка на преимуществах и сильных сторонах проекта. Это вовсе не значит, что все нужно приукрашивать и придумывать то, чего нет на самом деле. Информацию необходимо подавать объективно, но с упором на положительные качества и почему данный бизнес достоин внимания. Также потенциальные инвесторы иногда желают ознакомиться тесно с проектом, поэтому изучают анализ рынка и другие конкурентные преимущества.

Для внешнего типа бизнес-плана актуально внесение различных иллюстраций, графиков, исследований. Чем больше подробностей в таком плане, тем быстрее потенциальный инвестор примет решение о том, спонсировать ли развитие проекта либо отказать в финансировании. То же самое касается и банков, в которых перед выдачей крупного кредита предпочитают изучить передаваемую информацию очень тщательно.

Подготовка к составлению бизнес-плана

Наиболее важный пункт в подготовке – это сразу же найти ответ на вопрос, сколько компании нужно будет вложить и в какие сроки планируется полная окупаемость, когда по проекту предприниматель сможет выйти в ноль. Также потребуется выделить главные характеристики, которые положительно влияют на увеличение прибыли. Поэтому потребуется обязательно детально расписать финансовую модель проекта. Заранее нужно будет рассчитать для составления бизнес-плана показатели выручки и воронку продаж. Также часто требуется оценить показатели постоянных и переменных расходов, чистой прибыли, оборотный капитал и движение денежных средств, включая баланс.

Если планируется крупный проект по бизнесу, а вложения будут серьезными, то лучше нанять специалиста, который составит разработку финансовой модели. Неопытному пользователю сложно будет все самостоятельно составить, поэтому требуется обращение к профессионалу, чтобы он мог разработать качественный бизнес-план для производства или организации. Если же деятельность по проекту планируется небольшая, то главные характеристики по финансовой части можно подготовить самостоятельно и по ситуации. Обычно в крупном проекте разрабатывается финансовая часть сразу на год вперед, в графики указываются по таблицам гугл либо эксель.

Информация для составления расчетов по бизнес-плану

Довольно важный вопрос для многих предпринимателей – какие статистические цифры нужно указать и где найти все необходимые сведения. Чтобы знать примерную статистику по предполагаемым расходам, рекомендуется проводить индивидуальные подсчеты. В качестве примера – в Москве в спальном районе на территории жилищного комплекса в 2023 году планируется открыть булочную. Разрабатываемый план с точными подсчетами в особенности важно создавать тогда, когда бизнес открывается с нуля. По данному варианту бизнеса планируется для реализации ряд таких расходов:

  1. Аренда помещения и проведение в нем ремонта.
  2. Приобретение всего необходимого оборудования.
  3. Наем новых сотрудников.
  4. Закупка пищевых продуктов.
  5. Оплата налогов и других кредитных расходов.

Далее необходимо по пунктам расписать и просчитать каждый вариант планируемого расхода. В качестве примера – будет арендована площадь, размером в 80 квадратных метров. Помещение должно соответствовать всем установленным нормам санитарной гигиены, также обязательно потребуется подключить водоснабжение и провести вентиляцию. Примерная стоимость аренды такого помещения обойдется в спальных районах Москвы по ЖК в 200 000 рублей на месяц.

Чтобы можно было в помещении открыть булочную, потребуется провести перепланировку, что примерно обойдется в 1 000 000 рублей. В стоимость указанной суммы входит установка перегородок и вентиляции, ремонт, отделка и расстановка бюджетной мебели. Чтобы узнать более точные цифры по затратам на проведение перепланировки, рекомендуется вызвать бригадира на объект, где он посмотрит участок и подскажет точную стоимость проведения перепланировки арендованного помещения.

Для чего нужен бизнес-план
Для чего нужен бизнес-план

Также обязательно в булочную покупается оборудование для быстрого приготовления выпечки. Требуется инвентарь для приготовления пищи и ее хранения. Стоимость такого инвентаря можно посмотреть в интернет-магазинах бытовой техники. Что именно покупать – зависит от плана заведения, ассортимента продукции и предполагаемой стоимости для покупателей булочных изделий. Далее составляется список обязательного оборудования для приобретения. В среднем стоимость закупки составит около 2 миллионов рублей.

Далее рассматривается пункт по найму сотрудников. Чтобы можно было работать посменно, потребуется нанять минимум двух человек, которые будут заниматься продажей товара. Также для реализации проведения работ в зале нужен еще один сотрудник, который займет должность управляющего. Некоторое время эту должность может занимать и индивидуальный предприниматель, но со временем придется нанять другого сотрудника для этой должности.

Чтобы выпекать достаточное количество хлебобулочных изделий, потребуется нанять двух пекарей, которые будут изготавливать продукцию. Дополнительно нужно будет нанять подсобного работника, который займется приемом и раскладыванием товара на витринах, а также будет помогать в других вопросах, выполняя подсобные поручения. Еще одна обязательная должность – это наем уборщика, который будет регулярно поддерживать чистоту в помещениях. Данное требование является законодательным и его нельзя проигнорировать.

Когда все сотрудники будут наняты официально, то потребуется также взять на работу бухгалтера, но не обязательно в качестве штатного сотрудника, который займется расчетом заработных плат для других работников, а также посчитает налоговые выплаты, составит все необходимые отчеты. Бухгалтер для удаленной работы подключается для обслуживания фирмы на аутсорсинге. Для небольшого бизнеса штатный сотрудник редко нужен, потому что бухгалтерская работа ведется периодически. Далее нужно будет провести расчеты по среднем заработным платам для всех сотрудников, включая стоимость выплаты налогов и страховых взносов. В среднем в фонд оплаты труда в месяц будет уходить с другими расходами около 600 000 рублей.

Затем проводится подсчет стоимости трат на исходное сырье и материалы. Так как бизнес связан со сферой пищевой промышленности, то нужно будет обязательно и на регулярной основе закупать продукты для изготовления хлебобулочных изделий. В перечень входят различные виды муки, молокопродукты, яйца, дрожжи, соль и сахар. Также обязательно приобретаются ингредиенты для начинок. Это могут быть мясные изделия либо фруктовые наполнители, шоколад. Все зависит от рецептуры изготовления, а также планируемого ассортимента товаров, который будет прописан по регламенту. Скоропортящиеся продукты нужно будет покупать регулярно, с периодичностью 2-3 раза в неделю, что в среднем составит 50 000 рублей в месяц. Другие пищевые ингредиенты в среднем обойдутся в 100 000 рублей на месяц.

Теперь по подсчетам нужно подвести краткий итог. Суммарно выйдет, что вложиться в бизнес необходимо будет на 2.5 000 000 – 3 000 000 рублей, а ежемесячные расходы на аренду помещения, покупку сырья и оплату работы сотрудников в среднем составят до 1 000 000 рублей. Проводя подробные расчеты, теперь примерно известно, какой объем трат для реализации планируется. Также нужно обязательно рассчитать такие показатели, как ежемесячная доходность при самых лучших и худших вариантах развития финансовых событий, выделить среднее значение. Затем проводятся расчеты по показателю, позволяющему узнать период выхода в нулевую доходность (когда сумма дохода перекроет долги по вложенным затратам). На основе всех полученных данных делается окончательный вывод о перспективе данной отрасли в бизнесе.

Структура разделов в бизнес-плане

Полноценный бизнес-план состоит не только из финансовых сведений. В нем также указывается полное описание работы проекта с учетом перспектив и всех внешних факторов. Чтобы при составлении информационного материала не было путаницы в приведенных примерах, необходимо знать, какие именно разделы должны быть в оглавлении документа. Чем лучше, доступнее и развернуто расписан бизнес-план, тем больше шансов, что планируемые цели пошагово будут достигнуты, а если делать внешний вариант документа, то при грамотном составлении появится больше шансов, что инвестор либо банк выдадут крупную сумму денег на финансирование проекта.

Структуру плана можно создать в свободной форме либо по шаблону, но исходя из большинства имеющихся статистических данных, можно сделать такую классическую структуру документа по основным пунктам, пример по образцу:

  1. Название документа.
  2. Резюме.
  3. Анализ рынка.
  4. Маркетинговый план.
  5. Производственный план.
  6. Финансовый план.
  7. Анализ неблагоприятных факторов.

Важно! Строгое соблюдение указанной структуры по направлениям больше актуально для плана внешнего формата, который нужно представлять для рассмотрения сторонним лицам. Если же делается внутренний вариант документа, то можно некоторые разделы пропустить либо объединить, чтобы проект нес в себе только ключевую информацию. Далее каждая часть по разделам будет расписана более подробно.

Самостоятельное составление бизнес-плана
Самостоятельное составление бизнес-плана

В названии документа также указывается небольшое вступление по проекту. Это аналог краткого содержания всей бизнес-программы. Что обязательно нужно в начале указать: полное название бизнеса, фактическое местонахождение реализуемого проекта, контакты компании, дата создания фирмы. Дополнительно указываются сведения по конфиденциальности проекта (может ли он быть доступным для третьих лиц). Если же это вариант внешнего типа, то на титульной части нужно будет обязательно указать планируемый период окупаемости, предполагаемую доходность, а также требуемые инвестиционные затраты. Информацию в первом разделе лучше расписать лаконично, раскрывая сразу всю суть.

Следующий пункт – это резюме. В нем указывается та часть в документе, которая не попала в другие разделы, в качестве итога. Все, что не вошло в другие части, будет записано именно в резюме. Сначала просто оставляют пустое поле, а затем переходят к заполнению других частей бизнес-плана. Резюме уже составляется под конец, и оно сразу следует порядком за заглавной частью, чтобы можно было сразу же расценить итог проектируемого дела. Именно после прочтения резюме инвестор будет принимать важное решение – выделять ли финансирование в развитие проекта. Поэтому в разделе резюме лучше в виде итога описать главные преимущества бизнеса. Здесь указываются цели и пути развития, количество нужных ресурсов, которые будут вкладываться в проект. Также расписываются способы достижения желаемого результата, с учетом того, насколько реализация бизнеса является реальной. Далее расписывается сумма инвестиций, термины окупаемости и расчетные показатели прибыли.

Следующим пунктом стоит раздел по анализу рынка. Данный анализ открывает пользователю статистические сведения по текущему положению рынка, включая успехи конкурентов и пути улучшения текущего проекта. Расписываются детали, которые влияют на формирование рынка по занимаемой нише бизнеса. Также нужно указать тот перечень товаров и вещей, которые хорошо реализуются сейчас и на что именно падает спрос. Методы анализа позволяют лучше представить тактику и путь развития бизнеса, с учетом слабых и сильных сторон. Если организатор бизнеса ранее никогда не оформлял бизнес-план, данную часть можно расписать в упрощенной форме с ключевыми статистическими показателями.

Далее нужно оформить маркетинговый план. Корректно выбранная методика создания маркетинговой части позволить спроектировать пути развития и реализации конечного продукта бизнеса. В данном пункте обозначается стратегия продвижения – обозначаются основные способы, которые будут использованы в бизнесе с целью реализации успешных продаж. Составляется план сбыта продукта, рассчитывается общий бюджет. Также планируется выход на определенный результат в примерные сроки.

Далее следует пункт плана производства. Там указывается все, что связано с помещениями, в которых будет изготавливаться реализуемый продукт. Также расписывается перечень всего необходимого оборудования для закупки и список по должностям, которые будет занимать персонал. Обязательно расписывается весь производственный цикл, чтобы можно было примерно представить, когда фирма сможет увеличить либо сократить количество реализуемого на рынке товара. Также дополнительно указывается суть системы организации выпуска товаров, термины поставок и требования по качественному контролю производства.

Финансовая часть. В данном пункте можно изложить несколько вариантов сценариев развития бизнеса и расписать их на более длительный срок. В качестве примера – организатор проекта сначала детально расписывает планировку на первый год работы фирмы. Для удобства лучше разбить план помесячно, на 12 частей, чтобы проще было ориентироваться в содержании. Также в конце можно предоставить статистические сведения о заработанной прибыли за год и расходах, которые были вложены. Из полученных значений можно выделить разницу и понять, как лучше продвигать бизнес, чтобы заработок был еще больше.

Последний из списка пункт для заполнения – это описание возможных рисков. Ведение любого бизнеса несет в себе риски, включая рост задолженности и полный развал. Поэтому эти моменты необходимо тщательно продумывать, анализируя, где есть слабые места, чтобы по возможности их можно было исправить.

Где лучше приобрести бизнес-план

Бизнес-план можно составить самостоятельно, скачать готовый шаблон в сети интернет либо можно воспользоваться услугами профессионала, который поможет без проблем составить подходящий вариант под любые требования. Ниже будет рассмотрено сравнение всех трех вариантов по составлению схемы-планирования под бизнес.

Если предприниматель решит самостоятельно составить план, то это будет полезным действием, потому что со всеми нюансами придется разбираться самостоятельно. При самостоятельном обучении человек приобретает ценный опыт, что в будущем позволит делать качественные заготовки по схемам планирования. Также если план составляется для инвестора, то предприниматель будет хорошо в нем разбираться и сможет действительно хорошо расписать преимущества проекта, готового для реализации.

Еще важнее при составлении бизнес-плана внутреннего типа хорошо разбираться в нем. Вывод – для внутренних планов лучше предпочесть самостоятельное составление, если фирма не является крупной. Недостаток самостоятельного составления – во всех тонкостях и нюансах нужно будет разбираться самому, из-за чего описание бизнес-плана займет большее количество времени, чем ожидалось.

Если организатор решает скачать интернет-шаблон, то это тоже неплохой выбор, потому что при самостоятельном составлении уже будет готовый макет, по которому можно будет написать план. В результате даже неподготовленный пользователь сможет быстрее разобраться с тем, как описать бизнес-план. Минусы – все равно любой шаблон нужно будет переделывать, потому что в шаблонах указаны только общие пункты, а не отдельные под конкретную ситуацию.

Также можно заказать изготовление бизнес-плана через консалтинговое агентство. Данный вариант подходит для тех граждан, которым тяжело разобраться во всех требованиях, а нужно предоставить на рассмотрение план, который будет изучать инвестор. Также крупным компаниям лучше заказать работу у профессионала, потому что план будет очень объемным и на самостоятельное написание уйдет много времени. Преимущество – у консалтинговой компании имеется большая и готовая база по составлению планов, которую они будут использовать, в результате получится хорошо расписанная работа. Недостаток – за работу нужно платить, а некоторые важные детали также могут упустить из виду, потому что над проектом работает другой человек.

Мнение редакции

Бизнес-план – это способ выделить основные преимущества и недостатки у проекта по бизнесу. Если компания собирается открыть свое производство продукта, не стоит игнорировать возможность составления бизнес-плана, потому что без него вести бизнес к положенной цели будет сложнее. Если план готовится внутри компании, то лучше постараться его составить самостоятельно, чтобы можно было лучше разобраться для себя с нюансами написания. Если же нужен хорошо распланированный план для инвестора, то можно обратиться за услугами консалтинговой фирмы.

КАТЕГОРИИ