Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:12
Москва
26 апреля ‘24, Пятница

Вьетнамские археологи нашли сразу несколько тысяч статуй

Опубликовано
Текст:

Археологи провели раскопки расположенного во Вьетнаме комплекса Дуонг-Лонг. Они нашли несколько тысяч статуй и рельефов, а также определили, что башни построены как храм Шивы. Это явно указывает, что древние тямы испытывали на себе влияние кхмерской культуры.

Археологи во время раскопок комплекса башен Дуонг-Лонг, расположенных в южной вьетнамской провинции Бинь-Динь, нашли несколько тысяч скульптур и барельефов.

Башни Дуонг-Лонг (Duong Long), построенные в конце XII века, считаются самыми высокими тямскими башнями в Юго-Восточной Азии. Их также называют Тхап-Нга (Thap Nga), что переводится с вьетнамского как «башня из слоновой кости». Комплекс находится в 40 км от города Кью-Ньон и в 270 км от Дананга. Архитектурный памятник состоит из трех башен. Центральная достигает в высоту 35 м, а две боковые – 22 м.

ТямыЭтническая группа в Юго-Восточной Азии. Сегодня проживает на территории Камбоджи, Вьетнама и Таиланда. Тямы -- потомки народа, который создал в VII веке государство Чампа (Тьямпа), просуществовавшее вплоть до 1832 года и занимавшее центральную и южную части современного Вьетнама.

Башни построены из кирпича. По углам строений сохранились рельефы и скульптуры, однако большинство декоративных плит из песчаника обрушилось и со временем ушло под землю. На самих зданиях сохранились вырезанные в камне изображения священных животных – птиц, слонов, орлов и обезьян, а также танцующих и поющих людей с довольно большими головами. С восточной стороны башен расположены ворота высотой в 1,5 м, сложенные из огромных монолитных каменных плит. Верхние части башен напоминают бутоны лотоса -- священного цветка, который в индуистских культах олицетворяет богиню-мать, животворящее лоно, начало сущего.

Раскопки комплекса проводили департамент культуры, спорта и туризма провинции Бинь-Динь и местный Центр археологических исследований. Археологи обнажили каменное основание башен, украшенное резными фигурами, высота которых достигает 2,3 м. Ученые нашли изображение божества Кала, олицетворяющего время (одна из ипостасей Шивы), священных змей Нага и птиц Гаруда, каменные лепестки лотоса. В индийской мифологии Нага – это божество с человеческой головой и телом очковой змеи. Вероятно, культ почитания змей зародился из-за опасности, которую они представляли. Противостоят Нагам Гаруды, ездовые птицы Вишну. Если по некоторым легендам Наги жили под землей, то Гаруды – это олицетворение солнечного света. В X--XII веках культ Гаруд получил особенно широкое распространение – они постоянно изображались на храмовых рельефах.

Исследователи также смогли установить, что фундамент башен построен из семи слоев кирпича и четырех слоев латерита. Латеритом называют красноцветные железистые породы коры выветривания, которые широко использовались в Индии и других регионах с влажным тропическим или субтропическом климатом в качестве стройматериалов.

С западной стороны башен сохранились остатки кирпичной стены. В центре комплекса археологи обнаружили кирпичный алтарь. Вся его поверхность покрыта резьбой йони. Йони с санскрита переводится как «чрево», «место рождения» и чаще всего этим словом обозначалось влагалище. В индуизме йони – женское начало, символизирующее женские аспекты бога, например Шакти, жены Шивы.

Это первый образец йони, найденный в провинции Бинь-Динь. Поэтому археологи предположили, что комплекс из трех башен это храм, посвященный богу Шиве, одному из индуистской троицы (тримурти), в которую входят также Брахма и Вишну.

В целом во время раскопок археологи нашли несколько тысяч скульптур: боги в разных позах, танцующие фигуры, животные, цветы и листья. Например, перед фасадом северной башни ученые откопали многочисленные изображения Брахмы и целую коллекцию статуэток монахов. Высота статуэток -- от 60 см до 1,2 м. Монахи изображены стоя, смотрят прямо перед собой, а руки сложены в молитвенном жесте.

Данг Хуу Тхо (Dang Huu Tho), директор департамента по управлению историческими объектами провинции Бинь-Динь, отметил, что комплекс Дуонг-Лонг это типичный пример тямского искусства, которое испытало на себе влияние культуры кхмеров (камбоджийцев). Дуонг-Лонг имеет схожие черты с храмовым комплексом Байон, построенным в XII веке в честь Джайявармана VII, главы Кхмерской империи, и со знаменитым Ангкор-Ватом, храмовым комплексом, посвященным Вишну и расположенным в древней столице кхмеров.

Впервые исследованием комплекса Дуонг-Лонг в 1909 году занялся французский археолог Анри Парментье, трудами которого по сей день пользуются археологи, изучающие Вьетнам. Всего в провинции Бинь-Динь сохранилось 14 тямских башен, расположенных на территории так называемой цитадели До-Бан диаметром в 15--20 км. Некоторые из них уже исследованы и отремонтированы. Раскопки Дуонг-Лонга начались в 2006 году. Эти башни тоже будут реконструированы, хотя ученые при этом сталкиваются с рядом сложностей.

«Нам не хватает сведений об этих башнях, мы не знаем, как именно они выглядели раньше, поэтому не можем заказать план реконструкции. Кроме того, в этой области нет некоторых необходимых материалов. Например, белый камень необходимо доставить из центральной провинции Куанг-Нам», -- рассказал Данг Хуу Тхо.

Реклама