Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:51
Москва
29 марта ‘24, Пятница

Bada идет своим путем

Опубликовано
Текст:

С тех пор как мобильная платформа Bada была торжественно представлена в конце прошлого года, неоднократно обсуждались возможные причины такого шага компании Samsung. Сейчас, когда до официальной премьеры первого устройства на этой платформе осталось всего около двух месяцев, вопросов стало гораздо меньше.

Bada -- это первое доказательство серьезности намерений компании в продвижении собственной концепции «смартфон для всех», которое с переменным успехом началось в середине прошлого года вместе с выпуском аппарата Jet. Jet технически не являлся смартфоном (работал без какой-либо смартфонной ОС), но имел все функции смартфона и, по некоторым мнениям, выполнял их лучше, чем многие из умных телефонов.

По итогам продаж оказалось, что идентифицировать аппарат именно как смартфон -- это необходимость, поскольку подобного рода аппараты популярны у покупателей и им важно знать, что покупают они именно смартфон -- телефон с широким функционалом и возможностью его расширения с помощью новых приложений. Очевидным решением в данном случае было бы создание собственной мобильной ОС и продвижение аппаратов с ней на борту. Однако компания Samsung пошла своим путем и по объективным и весьма практичным соображениям разработала не операционную систему, но мобильную платформу.

ОС или платформа?

Основная разница между операционной системой и мобильной платформой заключается в том, что Samsung оставляет исходный код закрытым, а сторонним разработчикам предлагает лишь набор функций и инструментов, с помощью которых они могли бы разрабатывать новые приложения, в то время как мобильная ОС предлагает работать со специальным программным кодом для конкретной системы. Фактически мобильная платформа полностью абстрагирована от ОС, установленной в телефоне. Это интерфейс плюс набор функций, которые могут использоваться в различных приложениях.

Выбор такого подхода, очевидно, обусловлен этой самой концепцией «смартфон для всех». Все существующие на сегодняшний день мобильные операционные системы либо предъявляют определенные (чаще всего довольно высокие) требования к «железу» (Android OS, iPhone OS, Win Mobile), либо требования и возможности операционной системы ничтожно малы и являются морально устаревшими (как в случае с Symbian).

Samsung же задумала обеспечить условия, чтобы одни и те же функции и приложения работали на максимальном количестве аппаратов собственной продуктовой линейки.

При этом очевидно, что сделано это не во имя того, чтобы избавиться от необходимости создавать современные аппараты на чужих ОС (Samsung производит смартфоны на Windows Mobile, Symbian, Android, LiMo и некоторых других), но для того, чтобы расширить собственное присутствие на мобильном рынке, предложив новое решение, но не создавая очередной (проприетарной или открытой) мобильной операционной системы.

Фактически корейская компания нашла, пожалуй, самый оптимальный путь к собственной мобильной нише: компания по образу и подобию Apple отдает сторонним разработчикам лишь набор инструментов для создания приложений, но не для трех аппаратов, как у американской компании, а для всей линейки. При этом набор функций, к которым сторонним разработчикам открыт доступ, ни чем не уступает функционалу большинства современных iPhone OS и Android OS смартфонов, не говоря уже о Windows Mobile и Symbian. Возможно, те программисты, что возьмутся за создание приложений под Bada, не получат такой творческой свободы, как Android или Symbian-разработчики, но с другой стороны, никто из авторов приложений под смартфоны Apple, как уже было сказано, работающих по схожей модели, пока особенно громко не жаловался на ограниченность возможностей.

Возможности

Bada использует интерфейс, основанный на хорошо известном и обкатанном в прочих смартфонах корейской компании, TouchWiz, который можно охарактеризовать как простой и вполне удобный способ управления функциями смартфона.

Flash control, web control, motion sensing, fine-tuned vibration control и face detection -- это те функции, которые используются в данном интерфейсе и доступ к которым имеют сторонние разработчики ПО. Кроме того, данный интерфейс поддерживает сенсорные приложения с привязкой к контенту. Разработчики могут создавать различные приложения, которые используют акселерометр, датчик высоты, движения, активности и прочее. Отдельно стоит отметить, что Samsung, к радости многих пользователей, не поддержала набирающий в настоящее время силу тренд отказа от многозадачности. По данным, имеющимся на текущий момент, она в устройствах под Bada будет.

Кроме того, в Bada есть сервисно ориентированные функции вроде работы с социальными сетями, синхронизации устройств, контент-менеджмента и сервисов на основе географической привязки. То есть там есть все, что есть у современных мобильных операционных систем, за исключением разве что cloud-сервисов, на которых заострено внимание Android.

Все эти данные позволяют с известной степенью уверенности говорить, что собственный путь, который выбрала Bada, хотя и серьезно отличается от того, чем занимаются другие разработчики мобильного софта, но дает Samsung все шансы оставаться в мобильных лидерах.

Мнения экспертов

Светлана Завьялова, аналитик аналитической группы Smartmarketing:

-- Основная цель явно состоит в укреплении своих рыночных позиций. Samsung охотно экспериментировала с новыми платформами, так что ничего удивительного. В то же время сегодня ситуация интересна тем, что назревает очередной передел мира мобильных платформ. Nokia долго почивала на лаврах, упустив инициативу и дав возможность развиваться iPhone OS, Android, и Microsoft с очень странной нынешней стратегией... На что ориентироваться вендорам и разработчикам прикладного ПО -- неясно. А значит, можно попробовать отрезать и свой кусочек этого пирога. Бизнес-перспективы тоже очевидны: сегодня уже ясно, что прибыль лежит не столько в продаже устройств, сколько в продаже контента -- программ, медиа, книг -- и, что даже более важно, неголосовых услуг.

Деньги в сервисах. А для этого необходимо создавать инфраструктуру, которая обеспечит выход на широкие массы покупателей, причем привязав их к собственным сервисам и магазинам. Пример AppStore и iTunes Store оказался заразительным. Ради этого можно открыть конкурентам даже некоторые наработки, разрешив им выпускать устройства на своей платформе, на разработку которой потрачены свои средства, -- в конечном итоге выгоду получит владелец платформы, руками своих конкурентов, в сущности, загнавший клиентов в его экосистему. Причем тут еще можно и сэкономить на R&D, заставив лицензиатов или сообщество выполнять часть работы по поддержке и развитию платформы. В принципе тут даже можно усмотреть некоторые ростки новой глобальной бизнес-модели, основанные на понимании необходимости разделения доходов и развития экосистем (для мобильного рынка явление сравнительно новое). Но развитие принципа типа «мобильный рынок 3.0», понимание плюсов бизнес-идеи «делиться надо» пока дело будущего, и довольно отдаленного. А вот распространить свое влияние на широкие массы, предоставив им вроде как открытую платформу, можно уже сейчас.

Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик рынка мобильных гаджетов:

-- Компания Samsung в свое время попробовала все платформы. Под этим брендом выпускались смартфоны на Windows Mobile, Symbian и даже на Palm OS. На выставках показывались самые разные устройства, которые тем не менее не шли в серию или выпускались ограниченными партиями. Одним словом, компания искала свое место на мобильном рынке. С уходом Palm OS все производители мобильных устройств попали в зависимость от Windows Mobile. Оставалась еще и Symbian, но она со временем превратилась в почти безраздельную собственность Nokia, а ведь эта компания -- главный конкурент Samsung на мировом рынке мобильных телефонов.

Поэтому использовать Symbian в аппаратах Samsung было нежелательно по стратегическим соображениям, а Windows Mobile в силу своего монопольного положения не всегда отвечала на пожелания со стороны производителей. Так, на выход «пальцеориентированного» iPhone в Microsoft отреагировали только сейчас, наконец-то анонсировав Windows Mobile 7. Palm OS превратилась в историю, перспективы Android OS пока неясны. Да и Google не проявляет должной активности по отношению к производителям устройств.

Поскольку у Samsung есть амбициозные планы стать брендом номер один в области мобильных устройств, ничего не оставалось делать, как создавать собственную программную платформу. Она страхует Samsung от рисков, связанных с изменением конъюнктуры рынка мобильных операционных систем. Bada тем временем подает большие надежды. Визуально она построена по тем же принципам, что и Android и iPhone OS, -- «пальцеориентированность», дружелюбность к пользователю. Разработчики хотя и признают, что система пока сыровата, но отмечают, что программировать под нее не сложнее, чем под Android. Представленный в Барселоне коммуникатор Samsung Wave наверняка станет флагманом новой платформы. Учитывая тот факт, что он оснащен наилучшим на сегодня дисплеем (SuperAMOLED), Samsung Wave вытянет Bada OS на рынок. Новинку будут покупать, не обращая внимания на операционную систему, а результатом станет массовое распространение новой программной платформы.

По моим прогнозам, доля устройств на Bada среди всех коммуникаторов Samsung составит 70-80% к концу года. Если говорить о доле Bada в общем рынке мобильных устройств, то, наверное, имеет смысл говорить о планке 10%, которая может быть достигнута уже в 2010 году.

Реклама