Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:05
Москва
25 апреля ‘24, Четверг

Михаил Ильин: интернет-трафик -- золотое дно для мобильных операторов

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

По прогнозам аналитиков Jason & Partners, в 2010 году выручка операторов в сегменте мобильного доступа достигнет уровня доходов операторов фиксированного ШПД, а это примерно 60 млрд руб. Этот рост стимулирует оживление бизнеса, построенного вокруг мобильных пользователей сети. Об особенностях сотрудничества с мобильными операторами и перспективных способах заработка на бесплатных интернет-продуктах в интервью Infox.ru рассказал директор по развитию бизнеса компании Opera в СНГ Михаил Ильин.

-- Какие способы монетизации мобильного браузера наиболее успешны, какие -- наименее? Чем отличается ситуация в России и за рубежом?

--

Как зарабатывают на браузерахПоскольку все мобильные браузеры бесплатны для пользователей, их создателям приходится искать альтернативные пути для заработка на своих продуктах.
Сейчас мы можем зарабатывать с помощью нашего браузера на двух вещах -- на отчислениях от продажи контента и на доходах от трафика. В целом мобильный интернет сейчас развивается очень активно, можно даже сказать, экспоненциально, кроме того, браузер Opera Mini сам по себе -- это прежде всего продукт, генерирующий трафик. Поэтому для нас более логично ориентироваться на схемы, которые привязаны к доходам от трафика. Это выгоднее еще и потому, что в случае с контентом очень многое зависит от того, какая услуга и каким способом предлагается через Opera Mini. Если качество контента высокое, то наш браузер может выступить своеобразным акселератором продаж, дать доступ к широкой аудитории. Но Opera не волшебная палочка, она не может заставить пользователя покупать продукт, в котором он не нуждается, поэтому ориентация на трафик сейчас представляется наиболее актуальной. На Западе примерно такая же ситуация.

Если говорить о безлимитных предложениях операторов для пользователей браузера, то Opera Mini выполняет здесь такой естественный трафик-менеджмент, то есть в этом браузере невозможны вещи, которые в обычных безлимитных тарифах и в обычных браузерах перегружают сеть оператора и требуют дополнительных инвестиций в ее развитие, -- загрузка файлов, ftp, торренты, потоковое видео. Это все обычно загружает до 70% каналов оператора, если он рискует выводить безлимитный тариф. Использование Opera Mini гарантирует, что пользователь не перегрузит сеть тяжелым контентом, то есть подобные предложения -- это прежде всего безлимитный серфинг. Получается взаимовыгодная ситуация: пользователь получает возможность безлимитного доступа по разумной цене, а оператор рационально использует ресурсы своей сети. Все довольны.

-- Насколько было трудно договариваться с операторами?

-- Основная трудность, с которой столкнулась Opera, открывая свой бизнес в России, основывалась на том, что лицензия для конечного пользователя бесплатна. Изначально оператор находится в выигрышной позиции, потому что пользователи сами находят дистрибутив, сами его качают, сами устанавливают, сами им пользуются, сами генерируют терабайты трафика, и оператору трудно понять, почему и за что он должен платить компании Opera. По некоторым данным, более 40% российских пользователей мобильного интернета используют Opera Mini. На первом этапе нам было очень трудно доказать операторам, что с помощью бизнес-предложений, которые мы для них готовим, можно сгенерировать для них дополнительный доход. Кроме того, был и психологический момент: Opera недавно развивает бизнес в России, и тот факт, что лицензия для конечного пользователя бесплатна, почему-то заставлял многих думать, что она бесплатна и для любых коммерческих целей, что это полностью свободно распространяемый продукт, который может использовать буквально каждый. Opera в представлении партнеров превращалась в некую благотворительную организацию. У многих просто глаза кровью наливались: как это, платить что-то «Опере»?! Немало вопросов вызывала и компрессия данных, необходимая для отображения web-страниц на небольших экранах сотовых телефонов: операторы считали, что компрессия уменьшит объем трафика и, соответственно, их доходы. Но в итоге победили здравый смысл и хорошие примеры: у нас есть очень успешные кейсы, которые сейчас развиваются в России и СНГ и которые доказывают, что могут приносить операторам дополнительную прибыль. И сейчас на переговорах нам уже значительно проще. Продается не сам продукт -- продукт живет в сети самостоятельно, а продаются бизнес-кейс и портфолио из предыдущих удачных проектов.

-- Удачных проектов с западными операторами?

-- И это тоже, но наши операторы не ориентируются слепо на опыт западных коллег, потому что рынки очень разные, наш рынок принято относить к развивающимся. У них в основном контрактные абоненты, у нас предоплатные; у них операторы почти полностью контролируют продажи мобильных устройств, у нас -- нет; у них ARPU высокий, у нас в три раза меньше; у нас огромное распространение Opera Mini, у них менее значительное. Из-за этих различий бывает даже легче заключить соглашение с западным оператором, потому что, например, у него есть специальный бюджет для кастомизации телефонов. Ему нужен браузер для определенной модели телефона -- мы предоставляем ему браузер. В России таких бюджетов, как правило, нет. Все не так просто, как на Западе. Хотя некоторые подвижки в России в плане кастомизации устройств уже есть. Операторы понемногу осваивают выпуск телефонов под собственными брендами.

-- Недавний крах браузера SkyFire произошел, в сущности, из-за того, что немонетизированных пользователей стало настолько много, что дохода от монетизации перестало хватать на обслуживание серверов. Opera Mini распространяется не только через операторов, а стало быть, у вас тоже могут быть такие проблемы. Как вы с ними собираетесь бороться?

-- Да, действительно, такая проблема существует. Каждый новый пользователь для нас -- это в том числе и новые расходы. Но у нас в отличие от SkyFire не только мобильный браузер, но и целая линейка продуктов, каждый из которых приносит определенный доход, бизнес диверсифицирован. Кроме того, способность Opera Mini фильтровать трафик по его тяжести способствует популяризации безлимитных тарифов с использованием браузера на мобильном рынке. В конечном итоге мы рассчитываем, что доход от гиперактивных пользователей мобильного интернета покроет расходы и на немонетизированных пользователей тоже.

-- А как распределяется уровень ваших доходов по российским регионам? Кроме Москвы и Санкт-Петербурга есть ли еще некие центры, где удается зарабатывать заметные деньги?

-- Тут палка о двух концах. С одной стороны, Москва и Санкт-Петербург -- это пользователи со сравнительно высокими финансовыми возможностями, которые потенциально могут много тратить на мобильный интернет, но с другой стороны, в этих двух городах и большая конкуренция. В Петербурге вообще развязана ценовая война между операторами, там мобильный интернет продается часто по немыслимо низким ценам. В других регионах тоже своя специфика, там люди, возможно, чаще выходят в интернет с телефона, потому что другого способа у них может просто не быть, но их платежеспособность ниже, да и в принципе народа, который пользуется интернетом, там меньше. Точных данных по регионам у нас нет, но, скорее всего, в центре и в регионах наши доходы примерно одинаковые.

-- Opera Mini существует на разных платформах. А какая наиболее популярна в России?

-- Java-версия программы наиболее популярна. Она используется в телефонах низкого и среднего ценового сегмента, которых в России больше всего. Это более 70% всех установок по России. В мире несколько иная ситуация: в США и Германии, например, iOS-версия на первом месте по количеству загрузок.

-- Настольную версию вы монетизируете через поисковые строки или есть какие-то другие варианты? Монетизируется ли Opera Mini с помощью поисковиков?

-- В ситуации с настольной версией браузера на 95% это поисковые системы. Остальные 5% -- это создание специальных версий браузера (с особенными toolbar, скинами и так далее) на заказ. Что касается поиска в Opera Mini, сегодня он не приносит нам серьезного дохода и не является частью решения, которое мы предлагаем операторам.

-- Если говорить о бизнесе по продаже лицензий производителям электронных устройств, то насколько эта затея перспективна в России? Есть ли какие-то контракты и договоренности?

-- Принципиально нам это интересно, и мы стараемся со всеми обсуждать вопросы продажи лицензий на предустановку браузеров. Однако в первую очередь мы нацелены на операторов сотовой связи.

-- А Rover Computers?

-- Мы с ними общаемся, но начали все же не так давно, чтобы сейчас можно было говорить о каких-то конкретных результатах. Есть еще Skylink и Yota, это операторы, которые плотнее прочих работают с устройствами. Но всему свое время. Просто долгое время инженеры Opera держали в голове B2C-модель. Они себе ставили в задачу сделать как можно более классный продукт для конечного пользователя. Сейчас они должны работать в обоих направлениях: с одной стороны, чтобы продукт оставался максимально привлекательным для пользователя, с другой -- чтобы и для оператора было достаточное количество способов заработать. Найти эту золотую середину не всегда просто, но необходимо.

Лукашенко: Я никогда не был «ворюгой»
Реклама